Плес — выездная Рублевка Ивановской области

Фото: Detyukov Sergey/shutterstock.com
Обозреватель Царьграда Андрей Малосолов завершает туристическую поездку по Ивановской области на оптимистической ноте

За время путешествия по региону он посетил города Иваново, Шуя, Юрьевец, Кинешма, Лух, Южа, Вичуга, Приволжск, а также исторические села Парское, Холуй, Палех, Дунилово, Елнать. То есть, по сути, за несколько дней были посещены все основные населенные пункты Ивановской области, которую Царьград охарактеризовал территорией постапокалипсиса. Почему так? Потому что область после развала СССР понесла самые ощутимые потери от развала промышленности и инфраструктуры в ельцинское время.

Андрей Малосолов об Ивановской области

Состояние самих городов, а также дорог, объектов промышленности, людских ресурсов в Ивановской области плачевное. Однако Ивановская область, вопреки самым жутким прогнозам, оказалась не настолько безнадежной. Более того, в настоящее время в регионе идет восстановление порушенной экономики, строятся дороги. Как мы уже писали в предыдущих статьях, в Иваново, столице региона, восстановлено до 80% предприятий легкой и текстильной промышленности. В Шуе — до половины ткацких предприятий, брошенных и разрушенных, словно по заказу, в 90-е. В Кинешме восстановили историческую часть города. В древнем Юрьевце возрождают инфраструктуру старины и собираются делать из городка «второй Плес».

Ну и, наконец, в Ивановской области, одной из самых бедных в стране, есть, собственно, первый и единственный Плес — русская историческая, культурная и туристическая жемчужина на Волге. В самом бедном в европейской части России регионе стоит самый крутой и облагороженный городок, куда стремятся ежегодно до миллиона туристов, где выкупают недвижимость русские богатеи, звезды эстрады, культуры и просто романтически настроенные обеспеченные граждане. Плес — это не только самое благополучное место региона, но и туристическая Мекка всей России.

Плес как центр туризма Ивановской области

Плес — это городок на берегу Волги, каких немало в нашей стране. По красоте Плесу не уступят ни Кострома, ни Саратов, ни Кинешма, ни даже полуразваленный ныне Юрьевец. Однако именно Плес является не только раскрученным городом, но и самым обустроенным и качественным во всех смыслах малым городом России.

В этом замечательном городке, одном из немногих в стране, не просто симпатизируют, а очень тепло относятся к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву. Считается, что после того, как Медведев стал чаще заезжать на дачу в Плесе, о которой немало писали недруги премьера, город стал подниматься как на дрожжах. В Плесе, конечно, хватало исторических зданий и культурных объектов — ими уставлена вся плесская набережная длиной пять километров, а также Соборная гора, где находятся места, связанные с творчеством великого художника Исаака Левитана, — но принято говорить, что бум на строительство, единая градостроительная политика и туристические потоки были напрямую связаны с «дачей Медведева».

Расположенный на нескольких холмах городок буквально восстал из пепла за несколько лет. В нем появились стилизованные под старину деревянные дома, реконструировались купеческие особняки XVIII-XIX вв. на набережной, возник Плесский яхт-клуб, множество ресторанов, кафе, отелей высокого и среднего уровней. В Плесе около 10 лет назад появилось культовое заведение — ресторан-отель «Частный визит», номера и столики в котором надо было бронировать сильно заранее. В городке возобновились или появились творческие фестивали и творческо-событийный туризм.

Однако при ближайшем рассмотрении и в ходе бесед с местными жителями и работниками инфраструктуры выяснилось, что в реконструкции и придании шарма Плесу есть не только доля «вины» Медведева. Многие инфраструктурные проекты жемчужины Ивановской области связаны с фигурой Алексея Шевцова, магната-металлурга, богатого человека, который примерно в те же сроки, что и Медведев, появился в Плесе, влюбился в него и начал строить дома, восстанавливая покосившееся русское наследие. В Ивановской области достаточно критиков не только Медведева, но и Шевцова. Последнего обвиняют в том, что он приватизировал половину города, выкупая деревенские дома у жителей, восстанавливая их и передавая их в аренду или в качестве отелей и кафе.

Другие собеседники Царьграда отмечали: да, Шевцов выкупает землю и дома, но дает людям совершенно рыночные деньги. Принято считать, что единая градостроительная политика городка — единые заборы, дома не выше двух-трех этажей, способ размещения домов на сваях на склонах и холмах — были выработаны командой Шевцова. Ему же принадлежат не только дорогие, но и совершенно обычные по ценам рестораны и кафе. Например, кафе «Чугунок», потчует в трех метрах от Волги гостей русскими блюдами: окрошкой за 150 рублей, речной рыбой по 250-300 рублей, котлетами из щуки за 250 рублей, морсами и собственными лимонадами за 180 рублей за литр. Это действительно недорого даже не в сравнении с Москвой.

В последнее время в Плесе появились отличный пивной ресторан со своим собственным пивом по 160 рублей за бокал, бургерная, кофейни и многое другое. В верхней части Плеса находятся два горнолыжных спуска, статусные рестораны и дорогие отели. Вдоль набережной расположились пять частных пристаней для яхт и круизных теплоходов, а также дачные зоны, закрытые от посторонних людей, где дома выкупают члены правительства, региональные министры, деятели культуры и искусства, просто богатые люди из Москвы, Сибири, Владимира и даже Иванова (теперь, говорят, там есть и такие).

Впрочем, местные рестораторы, отельеры и владельцы гостевых домов не жалуются. Наоборот, говорят, что благодаря влиятельным политическим и бизнес-фигурам работать стало проще: правила понятны, порядок есть, туристические потоки, что важно, налажены. Редко такое услышишь от нашего бизнеса, не правда ли?

Тем не менее, несмотря на статус чуть ли не выездной московской Рублевки, Плес по-прежнему остается милым и очень приятным городком для всех, где отдохнуть и перекусить может человек с любым достатком. По некоторым данным, Плес достиг отметки в миллион туристов в год, не намного отставая по данному показателю от Суздаля. Сюда каждый летний день приходят заполненные битком корабли и прогулочные катера из Москвы, Костромы, Кинешмы и Ярославля.

Русскаяя красота

Плес — живописный оазис спокойствия и гармонии на берегах Волги среди березовых рощ и зеленых сочных холмов. Здесь как будто остановилось время, и до сих пор продолжается XIX век, а на набережных продают картины собственного производства, вкусную копченую волжскую рыбу, разнообразные сувениры, льняную одежду и поделки, где не спеша можно выпить недорогой кофе и местную наливку, и единственное, что доставляло относительное неудобство обозревателю Царьграда, так это плесские осы, назойливые и наглые.

Нет в Плесе проблем с рабочими местами. На работу в отелях и кафе устраиваются и местные жители, и работники из Иванова, Приволжска, Вичуги и Кинешмы. Зарплата обслуживающего персонала в сезон составляет от 30 до 50 тысяч рублей в месяц. В плесских домиках также расположились различные художественные мастерские по производству шляпок, картин, сувениров и всякой всячины. Размер дохода представители этого вида бизнеса не раскрывают, но, судя по состоянию домов и ухоженных садов, с этим делом здесь тоже порядок. Москвичи иногда, кстати, поругивают местных за неторопливость, на что последние отвечают, что московские бизнесмены сами тут становятся не привычными торопыгами, а такими же степенными людьми.

В Плесе стали строиться и подзаработавшие жители Иваново. Мне показывали дом одного из преподавателей Ивановского вуза, названия которого я не запомнил, а дом был вполне красивым и стильным. Но не кричаще богатым — рублевские громадины здесь ставить не разрешают, все под старину.

Маленький Плес кормит не только сам себя, но и все окрестные города. Не жалуются на жизнь жители соседнего Приволжска. Приволженцы работают в Плесе, а также на двух крупных предприятиях города — ювелирном заводе «Красная Пресня» и на ткацком производстве, изготавливающем невероятно симпатичные вещи: сарафаны, пижамы, брюки, постельное белье, платки, шарфы в парижском стиле и полотенца. По информации Царьграда, средняя зарплата простого работника ювелирного производства составляет 45-50 тысяч рублей в месяц. На ткацком производстве, как рассказала Царьграду продавщица (на фото), зарплаты поменьше — швеи зарабатывают 30 тысяч.

 

Но в соседнем Иванове швеи хорошей категории рассчитывают уже на 50 тысяч рублей. Командный состав получает уже сопоставимое с московским жалование. О ценах на продукцию: шарфики из чистого льна стоят 400 рублей, женский красивый сарафан — 600 рублей, льняные брюки — 650 рублей, шикарное постельное белье на европейскую двуспальную кровать — 2 200 рублей! Где вы такие цены видели? Продавщица тоже говорит, что уважительно относится к Медведеву.

Хорошо мы к нему относимся, потому что при любом недовольстве местных он узнает и принимает меры. Бизнес здесь получает все условия для развития, на предприятии нас никто не обижает, ибо понимают: чуть что — выйдем на дорогу, она у нас до Москвы одна, и все узнают. Сам Медведев сюда на вертолете прилетает, а вот друзья, чиновники и туристы едут по земле,

— сообщила собеседница Царьграда.

Заканчивая свое путешествие по Ивановской области, я делаю вывод: Ивановская земля — не только территория апокалипсиса, но и регион с большими возможностями. Здесь огромное количество памятников архитектуры и истории, гигантские площади под засев земли сельскохозяйственными культурами, построенные во времена Российской империи и СССР производственные мощности разных видов промышленности. Ивановская земля претерпела многое после того, как была искусственно создана большевиками из кусков Нижегородской, Костромской и Владимирской губерний. Здесь хорошие, работящие люди, которых в 90-е вытолкнули на обочину жизни, и там они выживали, барахтались, пили и строили свои планы на развитие.

Ивановская область — словно неправильно и грубо нарезанный пирог: тут растет, тут все заросло; тут работает, а здесь все умерло; здесь дорога хорошая, а через 10 километров скачешь по ней словно на бешеной табуретке. Но здесь уже есть возрожденное и дышащее Иваново. Здесь есть курорт мирового класса Плес и второй по красоте после Плеса, но рухнувший в бездну ельцинского ада Юрьевец. Здесь есть целые династические купеческие села вроде Дунилово и Парского, села с мировым именем Палех и Холуй, где почти все жители заняты народными и художественными промыслами.

Ювелирная фаборика. Фото: Андрей Малосолов/Телеканал «Царьград»

Тут есть и хорошее, и плохое. Как и во всей стране. Но больше хорошего и душевного. Здесь даже бедность не кричащая, а достойная.

Мне будет очень не хватать Ивановской области — региона, который вновь открыл мне настоящую Россию. Которую не только мы, москвичи, иногда не замечаем, но и местные не все о ней знают. Теперь, надеемся, благодаря Царьграду будут знать лучше!

Новости партнеров



Читайте также