Почему не взлетела нижегородская космическая мечта
В этом месяце генеральный директор компании «Космокурс» Павел Пушкин объявил о ликвидации компании, подробно проанализировав на своей странице в Facebook процессы, приведшие к этому.
Самыми главными препятствиями на пути к воплощению масштабных планов в жизнь стали отсутствие производственных площадок в России для создания деталей ракеты, отсутствие необходимого финансирования, а также проблемы при согласовании проекта по строительству космодрома.
На самом деле, идея запустить туристов в космос еще не реализована нигде в мире. Когда компания Blue Origin создала ракету для суборбитальных полетов, российская команда очень удивилась. И тогда же пришло понимание, что проектировщики находятся на правильном пути, поделился Пушкин. «Мы обосновали технический облик, примерные характеристики комплекса, ракеты и аппарата и начали согласовывать ТТЗ с Роскосмосом. Это, конечно, отдельная история, но мы все согласовали», - пишет он.
Получив к 2018 году лицензии от Роскосмоса и ФСБ, «КосмоКурс» расширил штат с 15 до 30 человек. Но тут начались сложности с изготовлением отдельных частей ракеты. Поскольку нигде в России их произвести не представлялось возможным, было решено развивать собственное производство. В это же время команда выбрала местом размещения космодрома - Нижегородскую область. «Тогда нам казалось, что все вопросы мы решим к 2019 году, а двигатель своей разработки испытаем в 2020 году. К сожалению, все было несколько трудней», —повествует Пушкин.
Источник: Павел Пушкин/facebook.com
В итоге забуксовало как согласование разработок по строительству космодрома, так и производство ракеты, создание и испытания которой требовали колоссальных финансовых затрат. К тому же проект все еще не имел утвержденного бюджета, и каждый раз траты приходилось согласовывать с инвестором.
Только на подготовку производства для классической технологии требовалось не менее 150 млн рублей на предприятиях отрасли. Организация же своего производства стоила не менее 250 млн рублей. Финансирование давалось маленькими этапами и обосновывалось. Требовать же от инвестора гарантий полного финансирования гендиректор «Космокурса» не имел морального права. Когда деньги урезали и вообще перенесли на 2022 год, Пушкин назвал это началом «конца».
«Стартапы создаются и стартапы закрываются, с этим ничего не поделать, такова жизнь. То, что мы так долго пытались и старались, это добрая воля инвестора, которому я очень благодарен», - так достаточно философски подвел итог шестилетней работы Павел Пушкин, добавляя, что изначально проект был рассчитан на пару лет. В течение этого периода «мы должны были понять, «взлетит» проект или нет и что для этого потребуется».
Напомним, «Космокурс» предполагал возвести космодром к 2025 году, объем инвестиций должен был составить около 2,6 млрд рублей. Полет в космос для туристов продолжительностью около пяти минут должен был стоить порядка 200–250 тысяч долларов.
«Околосолнечное пространство»
Как известно, основатель научной космонавтики Константин Циолковский мечтал о массовых полетах в космос. «Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство», — писал великий теоретик и непревзойденный мечтатель. Однако первый же день освоения околоземного пространства стал первым днем космической конкуренции – сначала политической, затем – коммерческой.
Сегодня, 12 апреля, мы вспоминаем орбитальный полет Юрия Гагарина в 1961 году, который был воспринят как символ победы нашей науки и техники.
Если бы…
Нужно отдать должное, что строительство частного космодрома в Ардатовском районе имело под собой некое логическое обоснование. Нижегородская область находится не так уж далеко от столицы, а столица смотрится потенциально основным местом обитания будущих космических туристов.
С другой стороны, именно в нижегородском регионе, а не в той же Московской области этот проект, если кто и намеревался бы его всерьез разрабатывать, осуществить было бы проще: здесь и дешевле, и регион не так перегружен всевозможными стратегическими объектами, для которых грядущие космические запуски могли стать досадными, а то и недопустимыми помехами. Для самой Нижегородской области такой проект мог бы стать дополнительной возможностью для привлечения инвестиций. Строительство различных инфраструктурных объектов, в свою очередь, послужило бы толчком для развития Ардатовского района.
Но по каким-то причинам (впрочем, их уже обосновали) нижегородская космическая мечта не взлетела.
А история, как известно, не терпит сослагательного наклонения.