"Подмосковные вечера": песня, которую хотели выбросить, покорила весь мир

Viktor Chernov/Globallookpress
Как случайная мелодия из фильма о спартакиаде превратилась в мировой хит и символ целой эпохи

История создания "Подмосковных вечеров" - это пример удивительного парадокса: песня, которую считали проходной и даже "белибердой", стала одним из главных музыкальных символов России, покорив миллионы слушателей по всему миру.

От дачи в Комарово до Спартакиады

В середине 1950-х годов композитор Василий Соловьёв-Седой и поэт Михаил Матусовский отдыхали на дачах в Комарово. Именно там и родилась будущая легенда. Первоначально песня называлась "Ленинградские вечера" и была забракована радиоредакторами за "безыдейность". Но в 1956 году авторам пришёл заказ - нужна была мелодия для фильма о Спартакиаде народов СССР. Времени писать что-то новое не было, и Соловьёв-Седой достал старую заготовку. В тексте лишь поменяли "Ленинградские" на "Подмосковные", чтобы соответствовать сюжету.

"Что ж ты, милая, смотришь искоса..." - эта строчка вызывала споры даже у самих авторов.

Соловьёв-Седой шутил: "Миша! Мало того, что ей шею свело, так она ещё и окосела!"

Но Матусовский убеждал, что речь о заигрывании. В итоге решили оставить как есть.

 

Valery Lukyanov/Globallookpress

Первое исполнение и скепсис

Худсовет назвал песню "белибердой" и включил её в фильм лишь потому, что сроки поджимали. Исполнил "Подмосковные вечера" актёр Владимир Трошин. Однако сама сцена отдыха спортсменов была вырезана, а песня прозвучала лишь фоном. Казалось бы, на этом история и должна была завершиться. 

Но Трошин не смирился: он записал песню на радио. И тут произошло чудо - слушатели буквально завалили редакцию письмами с просьбами повторить композицию. С этого момента "Подмосковные вечера" начали своё триумфальное шествие.

Всемирный успех

В 1957 году песня прозвучала на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве и мгновенно стала хитом. Уже через год её исполнял пианист Ван Клиберн, а вскоре в репертуар включили такие мировые звёзды, как Луи Армстронг. В 1961 году британский джазмен Кенни Болл выпустил пластинку "Midnight in Moscow", разошедшуюся тиражом более 300 тысяч экземпляров.

Во Франции песню знали как "Время ландышей", финны исполняли её в цыганской аранжировке, а в Японии, Китае и десятках других стран "Подмосковные вечера" переводили и пели на местных языках.

В 1964 году радиостанция "Маяк" сделала первые аккорды песни своим позывным. Этот сигнал звучал в эфире каждые полчаса больше полувека. В 1980-м произведение признали самой популярной русской песней в мире, а позже оно попало в "Книгу рекордов Гиннесса" как одна из наиболее часто исполняемых мелодий.

Dmitry Chasovitin/Globallookpress

Наследие композитора

Соловьёв-Седой не был автором одного хита. Он создал более 400 песен, среди которых - "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...", "Первым делом, первым делом самолёты...", "Вечер на рейде". Многие его произведения, как и "Подмосковные вечера", сперва отвергались чиновниками, но затем обретали всенародную любовь.

"Прощай, любимый город..." - эти строки из "Вечера на рейде" пела вся страна ещё в начале войны, несмотря на то, что официально песню считали "упадочной". Как и в случае с "Подмосковными вечерами", народ сам определил её судьбу.

Символ времени

Сегодня "Подмосковные вечера" звучат в фильмах, компьютерных играх и на международных концертах. Она стала культурным кодом, который узнают даже те, кто далёк от советской истории.

История этой песни напоминает: иногда судьбу произведения решают не чиновники и не худсоветы, а люди. Простые слушатели, для которых "тихие вечера" оказались ближе и понятнее любых маршевых гимнов.

 

Новости партнеров



Читайте также