Поиск несуществующих шпионов, или Как Илон Маск свою компанию дискредитировал
Именно поэтому поведение Маска сегодня напоминает дешёвый фарс. Слив от коллег с CNBC гласил, что "в компании произошёл масштабный саботаж, а также незаконная передача коммерческих сведений". Этот самый саботаж провёл всего один сотрудник! Что же он наделал?
"Полный масштаб его действий пока не ясен, однако то, в чем он уже сознался, звучит довольно плохо", — сознался Маск телеканалу.
И сразу повалили в прессе заявления, что он якобы добавлял код в машины компании и сливал данные. К технической стороне этого вопроса мы ещё вернёмся, давайте сначала поговорим о временном аспекте.
Произошло это в удивительный момент. Ровно до выкупа значительной доли акций компании. Маск просто уронил стоимость 72 тысяч акций, которые он купил почти на 25 млн долларов. Это уже вторая закупка в этом году. Первую партию он покупал в начале мая. Тогда было куплено в два раза меньше, 33 тысячи акций на 10 млн долларов. Зачем тогда было выкупать акции и создавать скандал?
Выкуп акций с рынка — это сигнал "мы в свою компанию верим, вот и выкупаем обратно всё, что можем". Но это в теории. На практике на рынке происходит это ровно в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда у компании реально всё хорошо и она уверена, что всё пойдёт ещё лучше, потому и выкупает акции, чтобы заработать дважды: на росте курса и на уверенности в завтрашнем росте.
Фото: www.globallookpress.com
Во-вторых, когда всё отвратительно — чтобы показать, что это временные трудности, но они преодолимы. Что менеджмент и владельцы упорно работают, чтобы решить проблемы. Поэтому и выкупают акции, показывая, что делать потенциальным инвесторам. Но Илон Маск не был бы собой, если бы даже из второй ситуации не извлёк выгоду, побалаганя. Его совершенно идиотское заявление о шпионе уронило стоимость и позволило купить с рынка свои же акции на 10% дешевле.
Но даже такой идиотизм стоит разобрать поглубже. Потому как коллеги с американского ТВ просто не удосужились покопать в техническую сторону вопроса. Ведь о выгоде мы можем говорить только постфактум. А технические вещи можно было предусмотреть сразу после заявления.
Первое. Про якобы подброшенный код в машины Tesla. Программный код. Уверен, что этот сотрудник не был похож на кукушку, а его код вряд ли был овальной формы, чтобы можно было его куда-то подкидывать. Любая технологическая компания имеет у себя систему (и не одну), которая крайне строго следит за тем, что "выпускать в продакшн" (то есть отдавать потребителям), какие изменения происходят в разных версиях программ и кто вообще что-то добавляет в репозиторий (хранилище этого кода).
Представить себе, что у компании можно код добавлять куда угодно и какой угодно — решительно невозможно. Это только в американских фильмах хакеры взламывают системы "под заказ" за три минуты в кадре. А в реальности такое проникновение, так называемая "атака внутри периметра" — это потенциальный крах бизнеса. Маск - комбинатор, но не идиот. Поэтому фактически такое в его компании просто невозможно. Потому как иначе окажется, что любой злоумышленник просто взломает Tesla, и она начнёт убивать людей на дорогах. На этом карьера Маска будет окончена.
Второе. Это история про коммерческий шпионаж. Один сотрудник, даже самый осведомлённый, просто не может утащить из компании всё. Это, опять же, означает только две вещи: или начальник службы безопасности в компаниях Маска идиот, или нас просто водят за нос. Сам же Маск, помнится, переманивал людей вместе с их коммерческими секретами и разработками в Google и наоборот.
Поэтому коммерческий шпионаж в системе копирайтного права затруднён ещё и тем, что украсть-то вы можете, но даже после кражи вам надо всё будет переделать так, чтобы никто не заметил, что вы это украли. Скопировать в лоб не получится, засудят. Поэтому в данном деле коммерческий шпионаж — это вишенка на торте, но не сам торт.
Исходя из этого, аргументы Маска о враге в компании — это ещё одна попытка встряхнуть рынок и вновь попытаться заработать на этом. Скандалы, скандалы, скандалы. Из ничего. И полностью ложный путь. Опять вместо того, чтобы работать над основным продуктом, комбинатор пытается малой кровью "надуть" рынок.
Происходящее с компаниями Маска отлично описывает популярный анекдот времён Холодной войны: "Американцы много лет готовили резидента для работы в СССР. Его легенда была разработана блестяще, разговорный язык он выучил великолепно, учтя мелкие детали и диалекты. Наконец, его забросили с самолёта на советскую территорию, и он вышел из лесу, одетый в ватник и кепку. Зайдя во двор избы, он попросил у бабки напиться.
- А ты, милок, не шпион ли будешь? - С чего ты взяла, бабка?! - Да мы в наших краях негров, отродясь, не видали!