Поисковики требуют остановить разработку карьеров на месте захоронений бойцов блокадного Ленинграда
Обратил внимание на проблему председатель Вологодского отделения Российского военно-исторического общества Александр Метелкин. Он опубликовал открытое письмо на Facebook, чтобы привлечь внимание общественности и в том числе депутатов Госдумы.
Александр Метелкин акцентировал внимание на интересный акт и госэкспертизу земель, которые находятся в урочище Вороново Ленинградской области. Там поисковики с 2012 года с различных регионов страны проводят раскопки, идентифицируют останки солдат и разыскивают их родственников.
Именно в этом месте во время Великой Отечественной войны в течение трех лет велись ожесточенные бои по защите Ленинграда.
Теперь же все останки с костями рассыплются вместе с песком, которые планируют добывать две компании. А чиновники и недропользователи, по всей вероятности, пустили историю на самотек?
Все разрешающий акт
В ноябре Комитет культуры по Ленобласти опубликовал акт госэкспертизы, который по сути разрешает раскопку песчаных карьеров на территории музея-заповедника «Прорыв блокады Ленинграда».
В этом акте речь идет о территории, на которой активисты, поисковики и научные сотрудники пытаются сохранить исторический ландшафт. А именно расположение траншей, блиндажей, рвов, воронок и прочее.
Но данный участок приглянулся компаниям ООО «Буцефал» и АО «Кампес». В свое время они получили лицензию на разработку Малуксинских месторождений. Как раз эти участки, по мнению активистов, и представляют большую ценность.
Экспертизу проводила московская компания ООО «Темпл Групп». Исследователи в акте заявили, что «большая часть территории представляет собой заводненный карьер, территория утратила самостоятельную историко-культурную ценность».
Но у некоторых общественников возникли сомнения в том, что эксперты действительно были на местности.
«Эксперты или не выезжали на местность, или были введены в заблуждение, или намеренно исказили информацию о состоянии участка 3 месторождения Малуксинское. С 2012 года в этих местах проводится экспедиция «Вороново» и поисковые работы других отрядов. Земля там буквально усыпана останками павших красноармейцев, - рассказал Александр Метелкин.
На подходе Генпрокуратура
Депутат Госдумы, основатель Поискового движения России в Республике Башкортостан Ильдар Бибаев отреагировал на обращение Александра Метелкина.
Было решено отправить запрос в Генеральную прокуратуру РФ. Сейчас парламентарии разрабатывают порядок действий.
Отметим, что конфликт вокруг карьера на месте боев Великой Отечественной войны происходит уже долгое время. Еще в 2017 году вышеназванные компании планировали начать добычу песка. Однако на защиту встали поисковики Ленинградской области и Петербурга
О кощунственном отношении к захоронениям рассказывал боец поискового отряда «Ингрия» Тимофей Чернобылов изданию «47channel.ru».
«Экскаваторами их сгребают. Кости находим разбросанные - здесь рука, здесь нога, здесь ребра - их раздробило. Вот нога, берцовая кость. Вот, видите, раздроблено», - эмоционально комментировал Тимофей Чернобылов.
Чиновники и недропользователи тогда подчеркивали, что на территории карьера нет захоронений, стоящих на госучете. В частности, имелось в виду, что нет официальных могил. Но на это активисты высказывали иную точку зрения. Здесь были оперативные захоронения бойцов, которые были на передовой во время войны. Да и очевидны на местах кости погибших.
О мемориале
Мемориал расположен в Кировском районе области, где с сентября 1941 года по январь 1944-го проходили ожесточенные бои за Ленинград. На том месте, где в январе 1943-го была прорвана блокада, действует музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда», это единственная диорама в России, выполненная ленинградскими художниками - ветеранами Великой Отечественной войны. Мемориальная зона включает также экспозицию боевой техники «Танки прорыва», памятные комплексы «Невский пятачок» и «Синявинские высоты», памятники Дороги жизни, немецкое кладбище и Успенская церковь в Сологубовке.