Пока Идлиб не очистят от террористов, русские военные не будут в безопасности
Идлиб остаётся раковой опухолью на теле Сирии. Скучковавшиеся здесь боевики «Хайят Тахрир аш-Шама» (ХТШ, бывшая «Ан-Нусра», запрещена в России) не намерены сдавать последний оплот сирийской оппозиции и контролируют примерно 70% территории провинции на северо-западе страны. Сирийская правительственная армия уничтожить террористов не может, поскольку руки Дамаска связаны сделкой Турции и России о так называемой зоне демилитаризации. Соглашение Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана, подписанное в сентябре прошлого года в Сочи, предполагает прекращение военных действий и вывод боевиков из зоны шириной 20 км. Анкара как ответственная сторона уже больше полугода не может с этой задачей справиться.
Эрдоган опять у Путина. Зачем?
Прикрываясь сделкой Путина и Эрдогана
Прикрываясь этой сделкой, ан-нусровцы пытаются расширить своё влияние и порой совершают нападения не только на сирийскую армию, но и на их союзников из России. Так, во время последней провокации террористов чуть не погибли русские военные в провинции Хама.
Поначалу сообщалось, что боевикам удалось убить четверых российских военнослужащих. Это сообщение, впоследствии оказавшееся фейком, в ночь на 2 мая распространил арабский портал Al-Masdar News. По его информации, военные погибли под обстрелом боевиков протурецкой коалиции «Фронт национального освобождения» (ФНО) на севере провинции Хама.
Так как Сирийская арабская армия готовится начать новое наступление в северной части Хамы, повстанцы-джихадисты и повстанцы, которых поддерживает Турция, активизировали свои атаки, пытаясь нанести как можно больший урон правительственным войскам до начала операции,
— отметило издание.
Когда российские и зарубежные СМИ подхватили эту утку и начали её тиражировать, Министерству обороны России пришлось расставить точки над i.
«Все представители Вооружённых сил Российской Федерации, находящиеся в Сирии, живы и здоровы и выполняют поставленные перед ними задачи. Информация, опубликованная СМИ, является очередной фальшивкой»,
— отметили в Минобороны.
Дружба Путина и Эрдогана невыгодна Асаду
Анализируя данный инцидент с «гибелью» русских военных, можно прийти к двум выводам.
Во-первых, в медиапространстве портал Al-Masdar News известен как проасадовский ресурс. В его сообщении фигурирует название протурецкой группировки, якобы напавшей на русских. Но поскольку Минобороны России опровергает гибель военных по вине курируемого Турцией ФНО, а значит, и по вине Анкары, то это смахивает на преднамеренный политический вброс. Он создаёт недвусмысленную картину того, что якобы Турция поддерживает тех, кто убивает российских военнослужащих. А значит, Путину не о чем больше говорить с Эрдоганом — «джумхурбашкан» нарушает условия сочинской сделки. Следовательно, тянуть с военной операцией против ХТШ в Идлибе Москве не стоит.
Дамаск только и ждёт отмашки из Кремля. Сирийская армия и её союзники из «Хезболлы» и иранской «Кудс» полностью готовы к военной операции в Идлибе, сообщают сирийские СМИ. Об этом же в конце апреля говорил замглавы Сирии Махмуд Шава:
Мы надеемся на достижение соглашения о выводе террористов из Идлиба, но мы подтверждаем, что Идлиб и другие регионы вернутся в Сирию и его очистка произойдёт либо мирным путём, либо военным.
С точки зрении Турции и России, попытка Асада стравить их может показаться кощунственной. Ведь Путин и Эрдоган возлагают большие надежды на астанинский формат и надеются общими усилиями восстановить целостность Сирии. Кроме того, на кону ряд масштабных двусторонних проектов — поставка С-400, «Турецкий поток» и АЭС «Аккую», ради которых Путин и Эрдоган будут сохранять «временный союз». Но Асаду кажется, что из-за невыполнимой сочинской сделки Идлиб становится подмандатной территорией Турции, и поэтому нужно поскорее начинать операцию, даже если её цена - охлаждение отношений между Москвой и Анкарой.
Интерес России
В зачистке Идлиба заинтересована и Россия. Ведь боевики продолжают свои вылазки и с помощью дронов регулярно атакуют российскую базу Хмеймим. С начала апреля террористы совершили уже 12 нападений, о чём сообщил руководитель российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии генерал-майор Виктор Купчишин.
Зачистка Идлиба не только обезопасит российских военных, но и решит задачу, ради которой ВКС прибыли в Сирию в 2015-м. Но эта операция крайне рискованная. И, несмотря на угрозы для российских военных и опасения Башара Асада, Москва ищет вариант решения с минимальными потерями. 30 апреля Путин провёл телефонные переговоры с президентом Турции. В разговоре лидеры отметили необходимость координации действий двух стран в Идлибе и мер по подавлению террористов. Ранее на встрече в Москве Путин заявил, что турецкая и российская военные полиции будут проводить совместное патрулирование.
Военная операция в Идлибе чревата большими потерями, учитывая, что в провинции живут 3 млн человек, а террористы будут прикрываться мирными жителями как живыми щитами. По оценкам ООН, в Турцию могут хлынуть около миллиона беженцев — притом что там их уже и так насчитывается около 3 млн.
Пойдёт ли Россия вместе с Сирией и Ираном на военную операцию в Идлибе, зависит во многом от того, насколько Турции удастся справиться с ХТШ. На последней встрече с Эрдоганом Путин показал, что недоволен ситуацией в Идлибе, но всё ещё верит в выполнимость сочинских соглашений.