При "Вагнере" такое было невозможно: Командир ЧВК "Татарин" — о событиях в Сирии
Никогда нельзя расслабляться
Я считаю, сложности в Сирии начались, когда оттуда окончательно ушла наша ЧВК. Там при одном слове "Вагнер" тряслись. Когда наша колонна ехала, никто никогда не препятствовал. Заранее поднимали шлагбаум — и никто никаких вопросов не задавал. Мы даже по рынку ходили как у себя дома. После нас туда зашла ЧВК "Редут".
На должности у нас назначали только по указанию Первого. А в "Редуте" приехал сын, брат, сват — всё, ты будешь начальником. Начались перестроения, нововведения. Мухабарат — военная разведка — начала наглеть, выставлять условия нашим Вооружённым силам. Наша контора никогда под сирийцев не прогибалась. А нынешнее руководство прогнулось.
Неподготовленность, халатность, расслабленность. Из-за этого Пальмиру три раза пришлось отбивать. Да и сейчас, думаю, примерно так получилось. Там много добровольческих формирований от Минобороны. Подготовки никакой, они не тренируются, просто сидят на своих постах — и хорошо: деньги капают, войны нет. Никогда нельзя расслабляться.
Есть и сейчас вагнеровцы в Сирии на газовых полях Шаира, но это небольшой костяк. А сирийская армия — как была слабая, так и осталась. Сирийцы сидят, пьют чай мате через трубочку и курят кальян. С оружием, с обучением, с подготовкой у них проблемы. А главное, нет духа, стержня. Лишь единицы — духовитые ребята. В основном те, кто учился в СССР или проходил военную подготовку на территории России. Те, кто постарше, в возрасте, духом сильны.
Как это так — технику оставить и убежать! При отходе с какой-то позиции в Сирии, когда нас даже бомбили, мы технику не оставляли, мы её взрывали всю, сжигали, чтобы она не работала. Даже все вещи сжигали. Ничего не оставалось. А сирийцы сейчас в Алеппо все танки оставили, как и БК: вот, забирайте, пожалуйста.
Цель — истощить Россию
И ещё вопрос возникает: почему с 2018 года Идлиб не бомбили? В чём причина? Там ведь находились тренировочные лагеря и военные базы боевиков. После того как в 2018 году нас разбомбили под Хашамом, мы прошли доукомплектование и хотели идти на Идлиб. И буквально за несколько часов до начала наступления нам сказали: всё, стоп!
Так же было, когда заходили в Триполи в Ливии. До центра города оставалось 6 км — опять приходит приказ от нашего высшего командования: стоп, отбой, разворачиваемся и уходим. При отходе мы много людей потеряли. В 2020 году насчитали 900 из тех, первых вагнеровцев (с буковкой М на жетоне), кто остался в живых.
Для чего-то в Идлибе боевикам дали возможность жить, дышать, тренироваться, вооружаться. Откуда у них пикапы эти, тойоты новые? Это не то, что они "намародёрили". Их снабжали этим всем. Откуда у них беспилотники, операторы БПЛА? Либо Турция дала, либо Америка. Сейчас у них общая цель — истощить военный потенциал России.
Что с того?
СВО в следующем году закончится. И масштабный конфликт опять будет перенесён в Сирию. Там нашим противникам интереснее с нами воевать. Здесь за что воевать? Деньги отмыли, технику старую из Европы и Америки утилизировали. А в Сирии — газ и нефть.
Кто пойдёт помогать Сирии? Опять Россия пойдёт. Ни Казахстан, ни Туркменистан с Узбекистаном. Наши опять пойдут — и опять будут потери, потери… Сколько потерь мы понесли на Украине на СВО… Люди измучены — куда их отправишь?
А в Сирии далеко не такие условия, как на Украине. Местные — привыкшие к этому климату, к жаре. Я по себе знаю: пройдёшь пару километров — и очень пить хочется. А воды нет — с собой много не возьмёшь. Химическую воду пьёшь. Хотя бы рот сполоснуть. Тяжелее в этом смысле будет, чем на Украине.
У нас сейчас парней достаточно достойных и в Минобороны, и в других подразделениях. Есть и спецназ, и разведка, и ФСБ, и ОМОН. Вопрос в том, как организовать и как собрать ту часть из них, которая сможет действительно в Сирии грамотно дать отпор и грамотно действовать.