Приземлили американцев на бетон: Русский высший пилотаж в Бангалоре
О решении американской стороны прижать свои машины к бетону, пока в небе красуется русский истребитель, нашим СМИ сообщил посол России в Индии Денис Алипов.
Как показывает практика, к честной борьбе с нами соперники не готовы. Узнав о демонстрации нашего Су-57 на Aero India, американские компании отказались от полётных программ F-35A и F-16,
– сообщил дипломат.
Все крупные индийские СМИ буквально наслаждаются, что именно на их авиасалоне произошла встреча двух наиболее известных в мире истребителей пятого поколения.
Для Aero India Су-57 представляет собой демонстрацию передовых аэрокосмических технологий и мастерства России в области малозаметности боевой авиации. F-35 служит символом передовых аэрокосмических инноваций и международного сотрудничества. Их участие подчёркивает растущую важность истребителей пятого поколения,
– пишет крупнейшее англоязычное индийское издание The Times of India.
В свою очередь, The Hindustan Times, понаблюдав за тренировочными полётами русского пилота Сергея Богдана, не может сдержать восхищения маневренностью нашей машины.
Технологии для "родной кровинушки"
В целом нельзя сказать, чтобы в своих статьях индийские журналисты пели дифирамбы нашему самолёту или как-то особенно его хвалили. Повышенное внимание видно в том, что присутствие Су-57 и F-35 обозначается в первых строках статей и далее подробно рассматривается с разных сторон.
Индийцы отмечают, что Нью-Дели вложил порядка 300 миллионов долларов в разработку русского самолёта, но вышел из проекта из-за несогласия с условиями передачи технологий. Поэтому наша машина интересует их прежде всего как источник этих самых технологий.
Су-57 и F-35 сравниваются на фоне ожиданий, что на авиасалоне будет показан полноразмерный макет истребителя пятого поколения собственно индийской разработки – AMCA, над которым работает государственная корпорация HAL. Разработка машины начата в 2010 году параллельно с участием Индии в нашей программе ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации), каковая увенчалась созданием Су-57.
И вот наш истребитель уже участвует в боевых операциях против ВСУ и летает по выставкам, а индийский проект, как говорилось в одной старой рекламе, "всё ещё моет посуду".
Вообще, за всей этой атмосферой военно-технического карнавала очень хорошо чувствуется несерьёзность, характерная для страны, которая ещё не успела "хапнуть горя" большой войны, массовых потерь и масштабных разрушений. При этом нельзя сказать, чтобы Индия была полностью застрахована от этой угрозы.
Затаившийся дракон
Американский еженедельник Newsweek отмечает, что Россия предлагает Су-57 одному из основных геополитических противников Китая.
"Ростех", российская государственная оборонная корпорация, заявил, что Москва готова предложить Индии полное сотрудничество по проекту Су-57Э. Предложения включали в себя поставку готовых самолётов и совместное производство в Индии. Россия также могла бы помочь Индии в разработке собственного стелс-истребителя пятого поколения, подобного американским F-22 и F-35, а также китайскому J-20, стоящим на вооружении,
– отмечает издание.
Американцы обращают внимание, что, по данным спутниковой разведки, ещё в мае прошлого года Пекин разместил не менее шести истребителей J-20 (тоже относятся к пятому поколению) на аэродроме в 150 км от спорных территорий с Индией. А вот индийцам ответить на этот шаг нечем.
В свою очередь американский военно-технический портал Military Watch Magazine отмечает, что:
Привлекательность Су-57, вероятно, возросла из-за совершенно уникального уровня боевых испытаний, которые он прошёл на украинском театре военных действий, включая подавление ПВО, воздушные бои и операции в сильно защищённом воздушном пространстве противника, а также ряд задач по нанесению точных ударов с использованием ракет, размещаемых как во внутренних отсеках, так на внешней подвеске. Значительное увеличение масштабов производства с 2020 года сделало крупномасштабные экспортные заказы более жизнеспособными, причём первый контракт на экспорт, подтверждённый в ноябре 2024 года, уже был подписан, и широко распространено мнение, что наиболее вероятным клиентом является Алжир,
– отмечают авторы портала.
Авиационное отставание Индии от основных геополитических противников в ближайшие годы существенно обострится, так как страна до сих пор эксплуатирует модернизированные советские истребители МиГ-21бис и франко-британские "Ягуары", созданные в начале 70-х годов прошлого века, тогда как Китай и Пакистан переходят на современные самолёты.
Эта перспектива означает, что Нью-Дели в очередной раз придётся делать ставку на иностранный истребитель; в противном случае к началу следующей войны индийцы могут вовсе остаться без таковых.
Су-57 или F-35
Авиационный эксперт с обширным опытом конструкторской и преподавательской деятельности в разговоре с обозревателем Царьграда отметил, что F-35 стал результатом очень широких компромиссов, на которые его разработчики были вынуждены идти из-за того, что самолёт создавался как единая платформа для ВВС, флота и Корпуса морской пехоты.
Любой самолёт – это система компромиссов. Здесь мы имеем дело с тремя разными самолётами, которые попытались уместить в один. А это значит, что этих самых компромиссов – ещё больше. У каждого из родов войск свои представления о самолёте, притом эти представления берутся не просто из голов генералов и адмиралов, а они объективно обусловлены. Одно дело базировать машины на аэродроме, где у вас есть минимум 800 метров, чтобы разбежаться и взлететь, и совсем другое – палуба, где тебе нужно взлететь со 150 метров, а это значит, что тебя за переднюю ногу тянут катапультой, а у морпехов и вовсе вертолётоносец, с которого взлететь можно только вертикально,
– отметил наш собеседник.
По его словам, громоздкость взаимоисключающих требований не могла не привести к тому, что машина получится "не очень". Эксперт уточнил, что F-35 не очень удачен именно как самолёт. Если же смотреть на него как на авиационный комплекс, то за счёт хороших приборов и оборудования – "там всё более-менее ничего".
Проблемы в основном возникают с написанием программного обеспечения, но это опять же вытекают из обширности задач: одно дело, если ты работаешь по земле, другое – если по кораблю.
Ну и, к тому же умножено на требование дешевизны. Американцы очень сильно испугались цен на F-22, вплоть до прекращения производства. Попытка экономить сыграла свою роль. Поэтому они получили довольно средненький ударный истребитель, оптимизированный для работы по земле. Все разговоры о том, как замечательно F-35 маневрирует в ближнем воздушном бою, – это несерьёзно.
Эксперт отметил, что на испытаниях по дозаправке в воздухе "Молния" (официальное название американского истребителя - Lightning II) едва не разбивала фонарь кабины о заправочную штангу летающего танкера.
Там чудом машина фонарь не разбила. В ходе этой процедуры истребитель должен лететь в возмущённом воздушном потоке, который взбаламутил танкер, и не просто лететь, а сохранять устойчивость и управляемость. А его при этом болтало, как известную субстанцию в проруби. Там только мастерство оператора штанги (в ВВС США заправочная штанга имеет собственные аэродинамические поверхности, которыми управляет специально обученный член экипажа самолёта-заправщика – прим. Царьграда) спасло лётчика от хорошего удара этой штангой по голове. А ведь это был не строевой лётчик, со средней подготовкой, это был лётчик-испытатель – очень опытный пилот, и даже он был не в состоянии держать машину,
– пояснил эксперт.
В целом американская машина является продуктом в первую очередь удачного маркетинга. И именно удачная реклама и продвижение на международный рынок являются главным достижением американцев при её создании.
Это был первый самолёт, который делался по всем канонам эффективного маркетинга. На F-22 они примерялись, а вот на "тридцать пятом" эффективный маркетинг пошёл в полный рост. В рамках этой же философии делали гражданский Boeing 737 MAX – доделались до того, что получили пару катастроф и большие убытки. F-35 – это машина эффективного маркетинга, – дальше можно ничего не пояснять.
Чтобы не разочаровываться… не надо очаровываться!
Впрочем, и фантастическую сверхманевренность, которую Су-57 демонстрирует на авиационных шоу, не стоит безоглядно записывать в реальные боевые преимущества, предупреждает специалист.
То, что мы видим на авиашоу, не имеет никакого отношения к боевому применению. В первую очередь потому, что пилотаж на авиашоу выполняется на скоростях в 400-450 км/ч, а ближний воздушный бой ведётся в первом скоростном диапазоне – это от 600 до 900 км/ч,
– пояснил наш собеседник.
Эксперт отметил, что, по его мнению, ценность истребителей пятого поколения вообще очень сильно завышена, а обязательные для них характеристики не только не помогают, но, более того, мешают в условиях реального боя.
Это прежде всего касается сверхзвуковой крейсерской скорости полёта. Везде и всюду сверхзвуковой крейсерский полёт подаётся как безусловное преимущество, но в реальной боевой обстановке истребитель на сверхзвуке после пуска ракеты по противнику сильнее сблизится с врагом, чем его дозвуковой оппонент.
То есть лётчик на сверхзвуке будет иметь меньше времени на выполнение манёвра уклонения от встречного пуска; и этот эффект настолько значителен, что перекрывает выгоду от большей дальности полёта ракет, запускаемых с борта более быстрых носителей. Преимущество, прописанное на бумаге, в реальности оказывается минусом в дуэльном бою. Ситуация была бы иной, если бы конструкторам удалось решить проблему сверхзвукового маневрирования с высокими перегрузками, но этого, в силу ряда причин, достичь пока не удалось.
Второе переоценённое преимущество машин пятого поколения – сверхманевренность, получаемая за счёт сопла с управляемым вектором тяги. Установка таких сопел утяжеляет машину и делает её более сложной, но не даёт преимуществ, которые ожидаются в теории, отмечает конструктор.
По его словам, на скоростях свыше 400 км/ч управляемый вектор тяги перестаёт быть эффективным, в результате хвалёное усовершенствование лишь улучшает взлётно-посадочные характеристики машины, но не сказывается на её боевых возможностях. Как следствие, по этому параметру Су-57 не имеет реальных преимуществ перед самолётами 4+ и 4++, такими как Су-30 и Су-35.
Есть мнение, что если машина зависает в воздухе, то происходит срыв доплеровского сопровождения (захвата цели импульсно-доплеровским радаром, который замеряет скорость цели по изменению частоты отражённого сигнала – прим. Царьграда). Но в реальности этого не происходит, потому что самолёт – носитель РЛС сам движется относительно цели. Теоретически такое может происходить, но только на фоне подстилающей поверхности земли или плотной грозовой тучи, но какова вероятность, что в бою самолёты будут располагаться именно так?
– отмечает наш собеседник.
Земля круглая?
Также есть определённые вопросы и к малозаметности представителей пятого поколения. И дело даже не в материалах, а в архитектурных решениях представителей семейства.
Если мы посмотрим на F-22 – на нём это особенно хорошо видно, – у него брюхо плоское. А у Су-57 брюхо с длинными "уголковыми отражателями", образованными боковой стенкой воздухозаборников и далее мотогондол. И вот летит самолёт АВАКС на высоте в 12 км; в 400 км от него летит цель. Так вот, прелесть ситуации состоит в том, что даже если цель летит на высоте в пять километров, то радар АВАКСа всё равно светит на нее "снизу", в брюхо! Почему? А потому, что есть такое понятие, как кривизна земной поверхности! Именно поэтому на бомбардировщиках В-2 и B-21 воздухозаборники сверху,
– пояснил наш собеседник.
То есть нельзя сказать, чтобы малозаметность на истребителях пятого поколения совсем не работала, но эффект от стелс-технологий обусловлен таким количеством внешних факторов, что рассчитывать на его реализацию в самолётах этого типа как на существенное преимущество – несколько самонадеянно.
В сухом остатке
В целом можно сказать, что по совокупности характеристик Су-57 является одним из лучших представителей пятого поколения, а возможно, и лучшим. При этом превосходство всего этого поколения над предшествующей генерацией истребителей вызывает очень большие и довольно обоснованные сомнения.
Отсюда рисуется интересная и немного парадоксальная картина: если Индия закажет у России истребители для обновления свой авиации, то получится, что русский авиапром "прокатится" на гигантских маркетинговых усилиях США по пропихиванию самолётов этого типа. С другой стороны, очень небольшое количество "пятёрок" в рядах ВКС (два десятка Су-57 против более чем тысячи F-35) окажется не такой уж и большой проблемой. Особенно, если страна нарастит производство более дешёвых и не менее эффективных истребителей четвёртого поколения.
Ну а если жизнь всё же докажет, что пятое поколение жизнеспособно – по крайней мере в рамках СВО они применяются относительно успешно, – то у нас есть задел для масштабирования производства.
Ну и да: русские, наряду с американцами и китайцами, – одна из трёх наций, способных производить самые современные самолёты, невзирая на то, насколько удачные или неудачные их концепции, – это вполне существенный повод для национальной гордости.
Далеко не факт, что Индия купит именно наши машины: преимущество в маркетинге – именно за американцем. Однако если смотреть на пятое поколение истребителей в целом, то русский истребитель имеет интересный набор преимуществ, а кроме того, является единственным представителем семейства, имеющим реальный боевой опыт. Ни китайские, ни американские машины до сих пор не применялись в серьёзных операциях против врага, имеющего полноценную ПВО и какую-никакую истребительную авиацию.
Пока наш самолёт проигрывает американскому конкуренту только в массовости производства (чуть более 20 произведённых Су-57 против примерно 1000 "тридцать пятых"); возможно, стремление Индии подтянуть свои ВВС к китайскому уровню позволит несколько исправить этот перекос.