Пронько: "Главврачи – рабовладельцы". Госдума одобрила скандальную реформу медобразования
Нижняя палата в первом чтении уже одобрила законопроект, который обязывает студентов-медиков при поступлении на бюджет заключать целевой договор, а после окончания вуза отработать получение бесплатного образования.
Это решение в медицинском сообществе назвали "рабовладельческим". Более того, "слуги народа" решили поучаствовать в судьбе и тех студентов, которые сами оплачивают своё обучение. Их также хотят обязать отрабатывать в государственных медучреждениях, где мизерные зарплаты, большая переработка и полная зависимость от произвола главврачей.
Замминистра здравоохранения России Татьяна Семёнова, представляя на пленарном заседании проект закона о совершенствовании системы целевого обучения по медицинским и фармацевтическим специальностям, сообщила:
Законопроектом предлагаются следующие инициативы: 100% целевое обучение по медицинским и фармацевтическим специальностям высшего медицинского образования. Данная новелла предусматривает, что все обучающиеся за счёт средств федерального бюджета, поступившие не в рамках квоты целевого приёма, должны заключить договор о целевом обучении. Законопроектом также предусматривается усиление меры ответственности гражданина в случае неисполнения им обязательств по заключению договора.
В ходе обсуждения этого законопроекта депутат Госдумы Алексей Куринный (КПРФ) задал вполне логичный вопрос:
Почему только врачи попадают в такие жёсткие условия, даже худшие, чем у военных курсантов? И ещё вопрос: почему эту трёхлетнюю отработку, которую теперь называют наставничеством, будут проходить и бюджетники, и те, кто получает образование за счёт собственных средств? И третье: почему в законопроекте не предусмотрена базовая часть гарантий для этих целевиков, я имею в виду жильё, подъёмные и гарантированную заработную плату. Если все эти вопросы передать в ведение регионам, то получится очень неприглядная ситуация, когда по распределению приедет работать молодой специалист без закреплённых на федеральном уровне гарантий.
Происходящее сейчас в стенах российского парламента – главная тема для обсуждений в медицинских вузах. Это крайне неприятная история, о которой рассказала на условиях анонимности профессор одного из региональных медвузов, участвовавшая со своими студентами в обсуждении нового законопроекта:
Нам хотелось услышать их мнение как субъектов распределения. Ведь именно они попадают под этот закон и пойдут работать по "слепому" распределению кадров. Очень негативно относятся к этому нововведению "высокобалльники", которые много сделали для того, чтобы по ЕГЭ – химии, биологии, русскому языку – получить наивысший балл и пойти учиться на бюджет. Самое распространённое мнение такое: "Я получила 292 балла. Для меня было крайне важно не брать целевое, а поступать на бюджет, чтобы не отрабатывать в незнакомом мне лечебном учреждении. В итоге я всё равно загнана в рамки, и суть бюджетного обучения для меня потеряна".
Никто не отрицает, что в России дефицит медицинских кадров. В некоторых регионах он уже доходит до 50%. Даже в столицах – Москве и Петербурге – принимают на работу врачей из стран ближнего зарубежья, что вызывает, мягко говоря, неоднозначную реакцию со стороны пациентов.
Сложившаяся ситуация – прямая ответственность государства, у которого нет реальной стратегии развития кадровой политики в медицине в России на ближайшие 10-15 лет, считает депутат Госдумы Федот Тумусов. По его словам, ответ на этот вопрос, который он задавал в стенах парламента, он так и не получил.
Из этого я могу сделать вывод, что никакой стратегии у нас нет, разве что существуют какие-то региональные программы. Но надо всю страну увязывать, мы сегодня видим, что от регионов люди тянуться в Москву, в Питер, где больше платят, где жизнь комфортнее. Я задавал вопрос и по поводу проекта реформы заработной платы, которая была заявлена. Но по моим сведениям, она даже не начинала работать. Вчера на экспертном слушании в комитете по образованию меня удивило выступление одного из моих коллег, регионального министра. Он сказал, что самыми счастливыми людьми в случае принятия этого закона будут главные врачи. У них буквально вырастут крылья на спине. И у меня возникло подозрение. Главные врачи почувствовали себя рабовладельцами – к ним обязательно распределят, к ним обязательно придут и никуда не денутся,
– констатировал депутат.
Вместо того чтобы наращивать финансирование здравоохранения, повышать доходы медперсонала, правительство и Госдума решили пойти по простому пути – превратить нынешних студентов и будущих врачей в "крепостных", а главных врачей – в "рабовладельцев".
Однако нас убеждают в ином. К примеру, председатель комитета Госдумы России по науке и высшему образованию Сергей Кабышев ("СР") считает, что предложенный механизм определяется характером и сложившимися традициями медицинской деятельности, в которой не должно быть случайных людей:
Нельзя впадать в экономическое упрощенчество. В основе тут лежит то, что медицинский диплом оплачивается прежде всего надеждами будущих пациентов. И этот долг должен быть добросовестно погашен.
Министр здравоохранения России Михаил Мурашко, не отрицая, что при прохождении этого документа в правительстве тоже были серьёзные дебаты, утверждает, что основная задача заключается в решении кадровых проблем в системе здравоохранения, а также в обеспечении качества и доступности медицинской помощи, что и записано в наших основных законах.
Штраф за неисполнение обязательств, согласно законопроекту, будет в три раза превышать стоимость обучения. Предполагается, что закон, в случае его принятия, вступит в силу 1 марта 2026 года.
Поражает в этой ситуации одно – государство решает проблемы здравоохранения "кнутом". Дескать, мы не можем вам создать достойные условия и приемлемый уровень зарплат, поэтому обяжем вас отработать госвложения.
Однако авторы новеллы забывают, что родители этих студентов, даже если их чадо учатся на бюджете, уже оплатили его через свои ежемесячные налоги. Нет никаких "государственных денег", есть только деньги налогоплательщиков.