Пронько: "Решение глупое и провокационное". Утильсбор – побор есть, а толка нет!
Это решение вызвало негативную реакцию. На некоторые модели дилеры уже прогнозируют рост цен на 2 млн рублей. Однако чиновники заверяют, что резкого удорожания автомобилей не будет. Часть депутатов Госдумы уже предложили отказаться от повышения утильсбора.
Автоэксперт Артём Бобцов напомнил, что утильсбор уже был повышен сначала в январе, а затем в апреле. А в итоге машины вообще перестали покупать и поступления от утильсбора, вместо того чтобы вырасти, сократились. Сначала была корректировка, что сборы составят 1,6 трлн рублей, но уже в новой корректировке указано, что сборы будут 1,1 трлн рублей.
То есть благодаря инициативам по двукратному увеличению утильсбора государство недобрало почти 1 трлн рублей. Так стоит ли повышать его дальше? Для всех здравомыслящих людей ответ однозначен: конечно нет. Но государство упорно собирается повышать его дальше. Получается, что со временем покупка современного, мощного, безопасного автомобиля для большинства граждан станет недоступной роскошью. И не будем забывать, что производители российские, хоть и облагаются утильсбором, но им государство его компенсирует. Таким образом, человек, покупая современный импортный автомобиль, платит утильсбор, который потом перетекает "АвтоВАЗу" и другим отечественным производителям. Что само по себе выглядит, наверное, достаточно дико. Но с точки зрения государства в его новой финансовой логике это нормально по отношению к собственным гражданам,
– заключил эксперт
По мнению автоэксперта Максима Кадакова, в этой ситуации найти какой-то баланс невозможно. Но возможно, будет некий переходный период:
Сейчас мы столкнёмся с ситуацией, когда люди оплатили машину, но привезти её до 1 ноября, скорее всего, не успеют. Ведь мало привезти автомобиль на территорию России – надо ведь ещё успеть получить СБКТС, без которого невозможно пройти таможню и оформить покупку. И как показал опыт прошлых лет, очереди и за получением СБКТС, и на прохождение таможни будут бешеные, а у кого-то после оплаты автомобиля не хватит денег на растаможку и уплату утильсбора. Справедливо было бы разрешить тем, кто успел ввезти автомобиль в страну до 1 ноября, установить какой-либо льготный период, допустим, до 1 января следующего года. От государства не убудет, а люди поймут, что к ним относятся по-человечески.
Будет ли переходный период – вопрос открытый. Пока "слуги народа" заверяют, что дилеры не станут резко увеличивать цены на автомобили даже с учётом нового механизма расчёта утильсбора. Об этом сообщил глава Минпромторга Антон Алиханов в интервью ТАСС. Однако далеко не все с этим согласны.
Автоэксперт Вячеслав Лысаков, комментируя ситуация в эфире программы "Сухой остаток", отметил, что к утилизации этот сбор не имеет никакого отношения. Это нецелевые деньги, они идут прямиком в бюджет. Задача правительства вроде бы понятна: пополнить доходную часть бюджета.
Однако пополнения не будет, если эта норма, увеличивающая утильсбор до безумных цифр, просто разрушит рынок, она его парализует. Разорится бизнес, небольшие компании, независимые импортёры. Коснётся это и крупных компаний, которые раньше завозили на свои склады тысячи автомобилей и успешно их реализовывали, а теперь не смогут этого сделать, потому что не будет спроса. Государство понесёт огромный экономический ущерб, рухнут таможенные сборы. Сейчас мы единственная страна из ЕАЭС, которая собирает достаточно большую пошлину – до 2 млн рублей – за ввоз электромобилей. При этом никто из наших партнёров подобного не делает – у всех нулевая ставка.
Однако есть ещё одна серьёзная проблема – деньги собирают, но при этом ни разу не отчитались, куда они направляются.
Экономист Максим Довгялло по этому поводу заметил: мы не понимаем, целевым ли образом израсходованы средства от утилизационного сбора. Более того, ни одна компания, которая платила эти сборы, так и не смогла публично воспользоваться этими платежами, когда возникал вопрос о том, что нужно утилизировать вышедшую из строя технику.
И тут возникает вопрос. А зачем увеличивается размер утилизационного сбора? Когда вводили утильсбор, это объяснялось тем, что необходимо уменьшить нагрузку на экологию. Однако мы видим, что это не работает, а компании утилизируют всё за свой счёт. Мы сейчас понимаем, что никакого другого эффекта, кроме раскручивания инфляционной спирали, мы не получим.
Эксперты весьма скептически воспринимают планы правительства по наращиваю поступлений от утильсбора. По их мнению, сборы могут быть минимальными.
В этой ситуации депутат Госдумы Сергей Миронов направил письмо в правительство с предложением отказаться от повышения утилизационного сбора на автомобили. По его мнению, повышение утильсбора приведёт к резкому росту цен в массовом сегменте и вытеснению с рынка доступных транспортных средств, которые сегодня "так нужны семьям с детьми и гражданам с умеренным уровнем доходов".
Артём Бобцов считает инициативу Сергея Миронова здравой: если сейчас вообще отменить утильсбор, то авторынок вырастет как минимум в два раза. И это по самым скромным оценкам.
Продажи автомобилей – это ведь не только утильсбор, государство ещё берет и прямой таможенный сбор, акцизы. В сумме это составляет почти 40% от стоимости автомобиля. И если люди станут покупать больше автомобилей, государство соберёт больше денег. И не нужно будет никого вводить в заблуждение этим утильсбором, который фактически является налогом. Конечно, никто ничего не утилизирует, никто ни на какую сферу утилизации деньги отсюда не направляет, хотя это прописано в нормативных документах правительства. Если бесконечно душить какой-то рынок, как это происходит сейчас с авторынком при помощи утильсбора, то ничего из этого хорошего не будет,
– констатировал Бобцов.
Поступления в госбюджет от утилизационного сбора на транспортные средства ожидаются в 2026 году в размере 1,65 трлн рублей, включая 561 млрд рублей от импорта. Очевидно, что население в России становится новой нефтью. Ничего иного, судя по всему, люди в кабинетах власти не способны предложить.