Пронько: В России снова решили бороться с коррупцией. У одного судьи уже нашли 7 млрд рублей

Коллаж Царьграда
Глава Конституционного суда России Валерий Зорькин убеждён, что коррупция – явление повсеместное и, судя по всему, неистребимое. Однако за её оправдание необходимо вводить санкции. По мнению господина Зорькина, оправдание коррупции, как деяние, необходимо приравнять к таким преступлениям, как оправдание терроризма.

Выступая на Петербургском международном юридическом форуме, Валерий Зорькин сказал:

Если на уровне научных исследований, выступлений политиков идёт речь, по сути, об оправдании коррупции, это вообще опасно. Такое оправдание может идти в массы – в учебном процессе, в письменных и электронных публикациях, что не только способно воспитать толерантность к коррупции, но и привить уважение к такого рода экономически или психологически оправдываемому поведению. Может быть, пора вводить за такое санкции, как за оправдание терроризма или фашизма?

Однако не все с таким подходом согласны. Судебная система имеет существенные изъяны. Часть экспертов считают, что борьба с коррупцией может в России пробрести репрессивный характер.

Заслуженный юрист России Иван Соловьёв напомнил примечательный диалог между Петром I и генерал-прокурором Ягужинским, произошедший на заседании Сената. Император тогда заявил: "Всякий, кто украдёт из казны настолько, сколько стоит верёвка, на той же верёвке повешен будет". Ягужинский на это ответил: "Неужели вы хотите остаться императором без служителей и подданных? Мы все воруем – с тем только различием, что один больше и приметнее, чем другой". По мнению юриста, это и есть публичное оправдание коррупции.

Но это было тогда. А сейчас я не слышу, чтобы кто-то призывал к коррупционным действиям и говорил, что это хорошо. Тогда зачем вводить ответственность за явления, которые в обществе не распространены? Наоборот, даже все самые замшелые, самые отвратительные коррупционеры говорят, что коррупция – это плохо. Поэтому, мне кажется, нужно сосредоточиться на реальной борьбе с реальной коррупцией,

– заключил Соловьёв.

Борьба с коррупцией в России мне напоминает эпизод из книги Ильфа и Петрова "Золотой телёнок": "Пилите, Шура, пилите!" Проблема эта системная. И только сбой в отлаженной схеме приводит к крупным разоблачениям.

У экс-главы Краснодарского краевого суда Александра Чернова нашли активов на 7 млрд рублей. Он возглавлял суд четверть века – с 1994 по 2019 год, и всё это время, по всей видимости, имел иную материальную мотивацию, чем законная зарплата от государства. Его активы – аграрные компании и недвижимость по всей России, которые судья оформлял на своих родных и приближённых. Сейчас Генпрокуратура требует изъять все эти активы.

Однако вернёмся к инициативе председателя Конституционного суда России Валерия Зорькина по введению санкции за оправдание коррупции. Мнения разделились. К примеру, председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас эту идею поддержал. Однако эксперты, опрошенные Царьградом, обозначили риски, с которыми можно столкнуться при реализации этой инициативы.

Вице-президент российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников считает идею Валерия Зорькина в целом полезной. Но по его словам, необходимо учесть некоторые моменты, связанные в первую очередь с теми, кто отстаивает права гражданина, обвиняемого в оправдании коррупции:

Прежде всего речь идёт об адвокатах, которые оправдывают своего подзащитного. Их что, тоже надо привлекать к уголовной ответственности и тем самым ставить под сомнение Конституцию России? Прямая обязанность адвоката – защищать граждан. Точно так же и родственники, и правозащитники, отстаивающие права того или иного человека, которого обвиняют по подобной статье Уголовного кодекса. Этого делать нельзя, иначе мы столкнёмся с крайне сомнительной практикой.

По мнению ведущего эксперта Центра политических технологий социолога Алексея Рощина, инициатива пока ещё несвоевременна и никакой пользы стране она не принесёт, поскольку имеет явно репрессивный характер.

Получается, что у нас представители судебной власти выступают за подавление силой людей, которые готовы обсуждать насущные проблемы страны. А среди этих проблем и коррупцию. Такие предложения скорее скроют от нас понимание самой коррупции, люди станут бояться об этом говорить. То есть мы перестанем понимать происходящее и получим ещё большее расширение зоны страха.

Напомню, сейчас статья 205.2 УК предусматривает за оправдание терроризма наказание от двух до семи лет лишения свободы. Также Госдума приняла в первом чтении поправки, предусматривающие до пяти лет лишения свободы за публичное оправдание экстремизма.

Однако возникает вопрос: коррупционные скандалы в Минобороны, в судебной системе власти, правоохранительных органах – это не экстремизм? Когда люди торгуют страной оптом и в розницу, разве это не измена Родине?

Оправдание коррупции и наказание за оправдание – это решение, которое тянет на откровенный популизм. Я не встречал людей, которые оправдывали бы подобное. Куда серьёзней и трудней системно решить вопрос коррупции. Здесь, судя по всему, не всегда хватает силы и воли. К сожалению.

Напомним, программа "Сухой остаток" выходит каждый будний день в 19:00. Не пропустите!

Новости партнеров



Читайте также