Протоиерей Андрей Ткачев: «Константинопольскому Патриархату нужно указать его реальный статус в Православном мире»

Фото: www.globallookpress.com
Русская Православная Церковь не оставила без ответа противозаконное вторжение Константинопольского Патриархата на свою каноническую территорию на Украине

С конца прошлой недели в Московском Патриархате за богослужениями приостановлено поминовение патриарха Варфоломея, также приостановлено сослужение с архиереями Константинопольского Патриархата и участие представителей Русской Церкви в структурах, возглавляемых представителями Фанара (небольшого стамбульского района, где находится резиденция Константинопольских патриархов).

На страницах сайта Телеканала «Царьград» уже разбирались возможные перспективы сложившейся ситуации, причем как на Украине, так и во всеправославном масштабе. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мнение по этому вопросу известного православного пастыря и проповедника, автора выходящей на нашем канале ежедневной программы «Святая правда», клирика храма Святителя Василия Великого подмосковного села Зайцево, протоиерея Андрея Ткачева.

Царьград: Отец Андрей, Вы много лет служили на Украине, а потому Вам проблема украинской автокефализации, призванной разрушить единство Русской Церкви, прекрасно известна, об этом Вы не раз говорили в своей программе «Святая правда». Но сейчас хотелось бы затронуть вопрос чуть шире: к чему может привести синодальное решение о приостановлении отношений с патриархом Варфоломеем? И почему, несмотря на его антиканонические действия, это пока все-таки не разрыв, но именно приостановление?

Варфоломей I (Патриарх Константинопольский). Фото: www.globallookpress.com

Протоиерей Андрей Ткачев: Да, я думаю, происходящее касается всего Православного мира, поэтому сегодня нужно ждать реакции не только от Константинопольского Патриархата. И вместе с тем мне видится очень правильным постепенство в этом вопросе.

Потому что, если поступать в духе средних веков, то это сразу будут взаимные проклятия, анафемы и все. В то время каждый безапелляционно верил в свой статус хранителя истины. Но из истории мы научились, что такие резкие шаги не приносят пользы в долговременной перспективе. Именно поэтому сегодня нужна постепенность.

Но вместе с тем нам нужно свести ситуацию в Православном мире к реальному, фактическому положению Константинопольской кафедры среди Поместных Церквей. Они до сих пор живут исторической иллюзией, доброй памятью о временах великой древности — до падения Константинополя. Конечно же, никакого «прокурорского надзора», никакой функции «высшего арбитража» во всем Православном мире у них больше нет и быть не должно.

Да, когда-то права Константинополя как столичного города Империи Ромеев (Византии) давали Константинопольскому Патриархату определенные привилегии в отношении других Восточных Церквей. Да, в X веке мы получили веру именно от Константинополя.

Однако уже давно с лихвой искупили это своей исторической ответственностью за весь Православный мир. Мы воевали за болгар и за сербов, мы в течение столетий в буквальном смысле кормили Восточные Церкви, включая Константинопольскую. То есть мы сполна отплатили им за ту великую миссию.

Ц.: Но что мы, Русская Церковь, можем ждать от того же патриарха Варфоломея, а также от предстоятелей других Поместных Церквей, приняв это решение?

Отец Андрей: Конечно, мы не можем не ждать от них перемен. Но перемены без толку — это только от бесов. Конечно, на людей, облеченных архиерейским саном, оказывается внешнее влияние, они находятся под действием различных и вместе с тем зачастую разнонаправленных сил.

Тем не менее у каждого из них есть и страх Божий, и ответственность за свою паству, на их живые души действует Божия благодать. Более того, у многих Поместных Церквей есть такие же претензии к своим раскольникам, как у Русской (один из наиболее значимых примеров — неканоническая «Македонская православная церковь», самовольно отделившаяся от Сербской — ред.).

И если сейчас Константинопольский Патриархат присвоит себе прецедентное право, создав прецедент «высшего арбитража», дающего что хочешь, кому хочешь. Это означает, что вся православная экклезиология (богословско-каноническое учение о Церкви и ее границах — ред.) будет перечеркнута, и появится аналог папства.

Ц.: А это значит, что Константинопольский Патриархат впадет в римо-католическую латинскую ересь, против которой когда-то боролся. Вообще, Вам не кажется, что в последние столетия Фанар неуклонно отдаляется от Православия?

Отец Андрей:

Да, такая тенденция просматривается. Более того, в истории последних столетий, находясь под турками, Константинопольские патриархи бросались то в папистские крайности, то в крайности протестантизма, с папизмом воевавшего. Там было немало патриархов, которые по части догматической чистоты мышления оставляют очень много вопросов. И в новейшей церковной истории это и календарный раскол, спровоцированный Фанаром, и поддержка советских обновленцев.

Фото: www.globallookpress.com

При этом в самом Константинополе, в самом Стамбуле в 1920-30-х годах была самая настоящая чехарда патриархов, и в этой чехарде, в этой сомнительной галерее самых разных личностей мы вдруг слышим многоголосую полифонию, этакий партесный гимн в честь придуманных привилегий, в честь выдуманного «примата» как «первенства власти». Причем если вспомнить святых Константинопольских Патриархов, которые почитаются и в Русской Православной Церкви (а их было очень много), то никто из них не выступал с таких авторитарных позиций.

Конечно, это апостасийное явление («апостасия» — отступничество от христианской истины — ред.). И то, что недавно было принято решение позволить священникам дважды жениться, находится в этом же самом ряду. При этом они постоянно что-то такое в одностороннем порядке вытворяют — что-то отменяют, что-то принимают, и все это пытаются «нахлобучить» на всю Церковь. И тут же вдруг предъявляют свои претензии.

Эти граждане Турции, сидящие на маленьком пятачке земли под владычеством то султаната, то светского турецкого государства, имеющие практически всю свою паству за океаном, усвоили о себе очень странное мнение. И лично меня неадекватность этого поведения просто поражает.

Спрашивается, где вообще Христос в этом самомнении?

Ц.: Тем не менее «легаты» восточного «папы», константинопольские «экзархи» из полураскольнических «УПЦ в США» и «УПЦ в Канаде» уже прибыли в Киев и заявили, что процесс украинской автокефализации — «на прямой, которая движется до финишной линии». К чему это может привести? Дрогнет ли часть нашей канонической Украинской Православной Церкви?

Отец Андрей:

Дрогнет. Часть дрогнет. Там часть уже давно дрожит на низком старте. Но, конечно, никакого мира это не принесет. Дело в том, что вообще все расколы — это такие коллекторы, это отстойники, они имеют свойство собирать внутрь себя всю церковную грязь. Всех иуд, расстриг, двоеженцев, блудников, извращенцев. И эти "экзархи" соберут вокруг себя такой же коллектор. Это будут хозяева мусорных коллекторов.

Ц.: А каноническая Украинская Церковь устоит?

Отец Андрей: Она останется сильной, она утвердится и очистится, она воссияет в качестве исповеднической Церкви. Лучшие качества Украинской Церкви проявятся в ее исповедниках, терпеливых стоятелях в вере. И это будет просто, ведь два «ассенизатора» приехали. Они, сами того не зная, никого не соберут, кроме тех, кто и так уже является «плавающей фракцией».

Новости партнеров



Читайте также