Путин разобрался с Силуановым: Мегапроект на Дальнем Востоке будет реализован
Владимир Путин лично вмешался в ситуацию со строительством в Находке Восточного нефтехимического комбината (ВНХК), поручив правительству до 31 мая разработать дорожную карту проекта. Данная стройка "Роснефти" была запланирована ещё в далеком 2006 году, однако её начало постоянно откладывалось. Сначала помешали кризисы 2008 и 2014 годов, потом – пресловутый налоговый манёвр в нефтяной отрасли. Его суть заключается в том, что к 2024 году предполагается полностью обнулить экспортную пошлину на нефть при одновременном повышении НДПИ. С одной стороны, данная мера позволит увеличить доходы бюджета, а с другой, не будет стимулировать добывающие компании на глубокую переработку ресурсов.
Исходя из этого, крупным проектам нефтегазохимии необходимо предоставлять особые налоговые льготы. В противном случае Россия ещё долгое время будет зависеть от экспорта сырья. Однако всегда, когда речь заходит о налоговых льготах, на амбразуру бросается министерство финансов. Наверное, главу Минфина Антона Силуанова можно понять. Его главной задачей является сведение доходов и расходов бюджета. Однако Силуанов всегда руководствуется логикой либерального монетаризма, которая подразумевает проведение жёсткой бюджетной политики. Это приводит к тому, что перспективные проекты развития не получают столь необходимых налоговых стимулов. Силуанов не хочет понимать тот факт, что после их реализации бюджет получит гораздо больше, чем потеряет сейчас. Впрочем, возможно, и понимает, но что будет потом, его не волнует.
Одним из таких перспективных проектов является ВНХК. Согласно плану три очереди комплекса будут способны перерабатывать до 30 млн тонн сырой нефти и производить 15 млн тонн нефтепродуктов, а также 6 млн тонн продукции нефтехимии. Запуск ВНХК позволит не только разобраться с дефицитом моторного топлива на Дальнем Востоке, но и увеличить на несколько десятков миллиардов долларов экспорт продукции глубокой переработки.
После начала налогового манёвра в нефтяной отрасли внутренняя норма доходности (IRR) для ВНХК снизилась с 18% до 11%. Этого недостаточно для того, чтобы привлечь в проект иностранного партнёра. Например, IRR подобных заводов в других регионах составляет в среднем 15%. Вместе с этим заход в проект зарубежной компании обязателен. Согласно расчётам "Роснефти", к 2025 году спрос на товары, выпускаемые ВНХК, в странах АТР будет превышать предложение. Тот же Китай активно вводит в эксплуатацию мощности по нефтехимии и нефтепереработке на своей территории. Участие же китайской компании в проекте позволит гарантировать рынок сбыта для продукции ВНХК.
В августе прошлого года на встрече с Владимиром Путиным глава "Роснефти" Игорь Сечин передал президенту предложения по налоговым стимулам для ВНХК. Однако спустя всего несколько дней резко против выступил Минфин. В ведомстве Силуанова заявили, что не видят смысла в одобрении предложений "Роснефти". Впрочем, позиция главного бухгалтера страны не была поддержана вице-премьером Юрием Борисовым. В течение нескольких месяцев правительство совместно с "Роснефтью" вело скрупулёзные подсчёты, оценивая, с одной стороны, положительные эффекты для российской экономики, с другой – возможные потери бюджета после предоставления ВНХК налоговых льгот. Результаты работы легли президенту на стол. Ознакомившись с ними, Путин сделал однозначный вывод: проект необходимо реализовывать. До конца весны правительство должно утвердить конкретные сроки строительства ВНХК. Если всё пойдет по плану, то предпроектные работы начнутся уже в этом году.
Ситуация с нефтехимическим комбинатом в Находке является ярчайшим примером того, как политика либерального монетаризма, проводимая главой Минфина Антоном Силуановым, тормозит экономическое развитие России. Однако если ВНХК – крупный комплекс, находящийся в сфере внимания президента, то что говорить о менее масштабных проектах, реализация которых постоянно откладывается из-за жёсткой позиции Минфина. А таких в России десятки, если не сотни. И, мягко говоря, мало у кого из них есть Сечин или равновеликая фигура, чтобы пролоббировать их реализацию и окоротить Минфин.