Радикальных высказываний в СМИ не стало меньше
В пресс-центре «РИА Новости» прошел круглый стол на эту тему, участниками которого стали член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр Брод, бывший министр правительства, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН Владимир Зорин, представитель Русской Православной Церкви Лев Семенов и глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов.
Заслушали доклад Московского бюро по правам человека про состояние дел с ксенофобией и нетерпимостью в стране, из которого обозреватель Царьграда вынес несколько интересных эпизодов, а также задал вопросы, на которые участники круглого стола ответили, скажем так, неподробно. Если вообще это можно было назвать ответами.
Брод и Зорин отвечают на вопросы "Царьграда" о радикальных высказываниях ведущих "Эха Москвы"
Наиболее обстоятельным было выступление Александра Брода, победителя скинхедов, как его охарактеризовали коллеги по круглому столу. По его словам, ситуация с экстремизмом и национальной нетерпимостью в стране несколько лет подряд была стабильной в том смысле, что последовательно снижалась.
Однако в первой половине 2018 года, по наблюдениям Брода, тема вновь становится актуальной — «происходит обратное движение маятника». Растет число экстремистских выходок и высказываний, хотя говорить о том, что явление носит массовый характер, участники мероприятия не стали.
Брод обозначил ряд важных моментов, связанных с национализмом и экстремизмом. За восемь месяцев текущего года произошло 17 экстремистских деяний и 15 случаев вандализма на националистической почве.
К основной теме выступления был привязан опрос «Левада-центра», признанный довольно странным и не совсем объективным, где респонденты высказывались о нетерпимости к цыганам и почему-то к китайцам и вьетнамцам в России.
А 48% опрошенных не считают целесообразным наличие такого количества мигрантов в России, которое существует сегодня.
Тема «посадок за лайки и репосты в соцсетях» также была затронута Уполномоченным. Царьград недавно провел свое расследование по данному вопросу и пришел к выводу, что за механические лайки и репосты в России не посадили ни одного человека. А те пользователи, которые получили приговор и заплатили штраф, были изобличены в экстремистских высказываниях в текстах собственного производства.
Причем, если раньше за подобные высказывания в Интернете попадались представители «правой сцены», то в настоящее время лидерство держат либерально и антиправительственно настроенные активисты.
Владимир Зорин в ходе обсуждения высказал два противоречащих друг другу суждения. «Мы считаем, что в России научились отвечать на вызовы в части экстремизма и национализма», — заявил Зорин, открывая свое выступление. Но на примере недавнего конфликта в Кабардино-Балкарии оговорился: «Мы не готовы оперативно отвечать на вызовы, связанные с вбросом фейк-новостей в Интернете».
Деза по ситуации в Кабардино-Балкарии пришла из-за рубежа, а люди, которых она подняла, не знали, куда их повели и для чего,
— отметил Зорин.
Говоря о профилактике национализма и экстремизма, Владимир Зорин посчитал самым эффективным оружием в вопросе «ручное управление процессами». При этом самым слабым звеном в данном процессе он называет органы самоуправления.
Именно там конфликты и акты бытового национализма имеют самое большое распространение, и от того, как там проходит, зависит ситуация в стране,
— отметил главный научный сотрудник ИЭА.
Представитель Русской Православной Церкви Лев Семенов был краток и рассуждал о формировании единой гражданской нации в России через систему образования и просвещения.
Очень интересный элемент в дискуссию внес представитель мусульманского духовенства Альбир Крганов. Он сообщил, что недавно Ханты-Мансийский округ России посетил главный муфтий Сирии. Дело в том, что именно из ХМАО (!) самое большое количество российских мусульман, завербованных для ИГИЛ в Сирии.
По информации Крганова, муфтий провел в ХМАО большое количество встреч и проповедей, призванных прекратить практику поездок мусульманской молодежи региона в зону боевых действий.
Еще одна тревожная информация:
Госдеп США предпринимает попытки по демократизации ряда стран СНГ, и в одной из них (страна не была названа — прим. ред.) освобождено 18 тысяч человек, которые по решению судов признаны оказавшимися по заблуждению в составе экстремистских групп, — сообщил Крганов. — Вот их освобождают, трудоустройством на их родине никто заниматься не будет, и как вы думаете, куда они поедут? Конечно, в Россию!
Мероприятие тихо клонилось к своему окончанию, и немного остроты решил придать ему обозреватель Царьграда.
Для начала Александра Брода и Владимира Зорина попросили прокомментировать деятельность в открытых СМИ и в Интернете сотрудников радиостанции «Эхо Москвы» Александра Невзорова, Матвея Ганапольского, Евгении Альбац и других. Тех, кто известен откровенно антиклерикальными выступлениями и даже прямыми оскорблениями чувств и прав верующих, особенно православных.
Стройная система мероприятия сразу стала нелинейной. По словам Александра Брода, неоднократно были нелицеприятные высказывания сотрудников «Эха» не только по отношению к русским, но и к другим нациям: например, Ганапольский как-то оскорбил чувства татарского народа. «Многие СМИ грешат националистическими выражениями и нетерпимостью», — продолжил эксперт, отходя от темы либеральной радиостанции. Например, «МК», «Комсомольская правда» и другие.
Мы видим в наших СМИ обилие радикалов и националистов, но "МК" после наших предупреждений стали прислушиваться,
— заявил Брод.
Царьград: Хорошо, «МК» стали корректнее и более гибкими, а «Эхо Москвы» прислушивается к вашим рекомендациям и становится ли более гибкими в опросах радикальных высказываний своих ведущих?
Александр Брод: Эхо Москвы более гибким в данном вопросе не стали. Я обращался к ним по этой теме, и после этого меня не зовут на радиостанцию с соответствующими комментариями.
Других выступлений по данному вопросу, особенно по поводу высказываний Невзорова в отношении Русской Церкви и православия, которые, к примеру, подпадают под действие 282 статьи УК (раз сто подряд), не последовало.
Следующий вопрос Царьграда касался темы мигрантов и пенсионной реформы. Можно предположить, что вопрос рабочих мест в области строительства и ЖКХ с ходом продвижения реформы может быть более чем актуальным, особенно учитывая, что в этих сферах занято огромное количество мигрантов. Как быть с тем обстоятельством, что государству придется со временем выбирать, кого кормить: жителей России, создавая рабочие места в отрасли, или граждан других государств?
Александр Брод ответил общими словами: миграция должна регулироваться и ориентироваться на потребности рынка, а приоритет должен быть отдан гражданам РФ.
Владимир Зорин добавил, что острой конкуренции за рабочие места в строительстве и ЖКХ не наблюдается.
Какие выводы можно сделать по итогам посещения данного мероприятия, которое, несмотря на анонсы в центральной прессе, посетили всего несколько журналистов, среди которых непременно должна была присутствовать Русская служба «Би-би-си»? Несмотря на тревожные нотки, очевидно снижение количества конфликтов на национальной почве. Несколько десятков случаев в стране ни в какое сравнение не идут, скажем, с ситуацией в Европе, в частности Германии, Франции и Италии, где растут антимигрантские настроения, перерастающие в побоища, как в Хемнице. Хотя, с другой стороны, за скобками правозащитников остаются инциденты в Татарстане, где ущемляются русские, о чем писал Царьград. Или ситуация в Тыве, где русскоязычное население просто выдавливается из республики, а немногим туристам не рекомендуют гулять в Кызыле после 20:00 по улицам.
Участники круглого стола создали и обсудили большой многостраничный доклад об экстремизме, куда вписали данные странного соцопроса «Левады» о ненависти россиян к китайцам, в то время как китайские туристы превосходно себя чувствуют в России и инвестировали в туриндустрию страны уже за 100 млрд рублей. И при этом элементарный вопрос к Александру Броду о том, не является ли экстремизмом дикая риторика о Русской Церкви и православии со стороны свихнувшегося на этой почве публициста-русофоба Невзорова или Ганапольского, поставил участников круглого стола в тупик, смутил, не позволил обстоятельно ответить. Между тем хамские и невероятные по пошлости и оскорбительности выпады Невзорова на церковь и конкретных персоналий разве чем-то отличаются от выходки какого-нибудь блогера Соколовского или любого участника списка правозащитников, «осужденных за репост»? И здесь двойные стандарты. И чтобы в этом в очередной раз убедиться, мы и были вынуждены потратить время на не самое топовое событие дня. Но истина бывает дороже потраченных часов.