Россия поздравляет, Запад критикует, Китай молчит: В Казахстане – новый президент
Спустя три месяца после исторического решения Нурсултана Назарбаева покинуть пост президента Казахстан получил нового лидера. То, что на выборах победит Касым-Жомарт Токаев, было ясно давно. Ведь именно его «елбасы» (отец нации) назначил своим преемником.
По предварительным результатам, объявленным ЦИК, Токаев набрал около 71% голосов. До Назарбаева ещё далеко – он в 2015 году получил 97,75 %. Но для первого срока это вполне уверенная победа. Его ближайший конкурент, журналист и оппозиционер Амиржан Косанов набрал 16,2%, на третьем месте – депутат нижней палаты парламента и единственный кандидат-женщина Дания Еспаева. Её президентом хотели видеть 5,2% казахов.
Кто такой Касым-Жомарт Токаев?
66-летний Касым-Жомарт Токаев будет править Казахстаном в следующие пять лет. До президентства он возглавлял верхнюю палату парламента.
Токаев – опытный политик, сделавший успешную карьеру советского дипломата. В 1972 году он окончил МГИМО и через пять лет был принят на работу в МИД СССР. Имея в багаже знание китайского и английского языков, Токаев стал первоклассным специалистом по Азии. Проходил стажировку в Пекинском институте иностранных языков, работал в советском посольстве в Сингапуре и Китае. В дипведомстве в КНР Токаев трудился с середины 1980-х вплоть до развала Союза.
Дипломатическая карьера после получения Казахстаном независимости продолжилась. В 1992 году Токаева назначили замминистра, а два года спустя – министром иностранных дел. В 1999-м он стал зампредом правительства, а уже через полгода – премьер-министром Казахстана. В 2002 году Токаев вернулся на должность главы МИД, пока в 2007-м не был избран председателем Сената.
Сотни человек задержаны во время протестов против президентских выборов в Казахстане
Критика Запада
Пока президент России Владимир Путин и Госдума поздравляют нового главу евразийского государства, западные СМИ ставят под сомнение легитимность выборов.
France 24 пишет, что ни одни из казахстанских выборов доселе не признаны ОБСЕ полностью демократичными. Французский телеканал сообщил о крупнейших за последние три года протестах в Казахстане, состоявшихся в день выборов. Демонстранты призывали к бойкоту голосования, считая их заранее предопределёнными. В ходе несанкционированных протестов арестовали 500 человек, включая двоих журналистов France 24. Телеканал со ссылкой на правозащитников из Human Rights Watch пишет, что в Казахстане не будет полноценного политического транзита.
78-летний (Назарбаев), как ожидается, будет управлять из-за кулис,
– отмечает France 24.
Бывший президент сохранил за собой пост председателя Совета безопасности и расставил на ключевые должности своих людей. Так, Сенат возглавила его дочь Дарига Назарбаева, а муж средней дочери Тимур Кулибаев председательствует в Национальной палате предпринимателей Казахстана. За безопасность в стране отвечает председатель КНБ Карим Масимов, чьим замом является племянник Назарбаева Самат Абиш.
Демократичность выборов под сомнение ставит и The Independent. Британская газета указывает на отключение популярных мессенджеров в Алма-Ате и блокирование Facebook в день голосования.
The Independent прогнозирует заранее, что Россия и Китай будут приветствовать передачу власти в Казахстане, а его новый президент, прошедший советскую дипломатическую школу, продолжит балансировать между Россией, КНР и Западом. Политика балансирования поможет Казахстану привлечь западные инвестиции и открыть внешние рынки для экспорта своей нефти и металлов, считают европейские и американские СМИ.
Воскресные протесты подробно освещали также немецкий канал Deutsche Welle и The New York Times.
Китай спокоен
В отличие от Европы и США, Китай не озабочен демократичностью выборов, тем более что параллельно идут многотысячные демонстрации в самой КНР – Гонконге. Поднебесная – лидер по инвестициям в казахскую экономку, и фактор денег не даёт «китайскому дракону» переживать за итоги голосования.
Издание Global Times рассказывает о перспективах отношений послу Казахстана Шахрату Нурышеву. Дипломат отмечает, что Китай – принципиальный торговый партнёр. По объёмам импорта из Казахстана КНР уже опередила Россию. Товарооборот стран с 1992 по 2018 год вырос с 432 млн долларов до почти 20 миллиардов долларов. Вот почему Нурышев пишет, что «между Китаем и Казахстаном близкие отношения сохранятся».
Казахстан рассматривается Китаем как основной элемент его геоэкономического проекта «Один пояс. Один путь». Эта инициатива была выдвинута председателем КНР Си Цзиньпином в сентябре 2013 года во время его визита в Нур-Султан (бывшую Астану). Не случайно на последнем саммите «Нового шёлкового пути» в Пекине 14 мая китайская сторона дала Нурсултану Назарбаеву право выступить третьим, сразу после Си Цзиньпина и Владимира Путина. Китайский уклон в образовании и карьере преемника «елбасы» придаст дополнительный импульс в углублении китайско-казахстанских связей.
Влияние России
Если говорить о России, то Токаев как преемник Назарбаева, очевидно, продолжит интеграцию в рамках евразийских проектов - ЕАЭС и ОДКБ. Первый визит после избрания на пост временного президента Токаев нанёс именно в Москву.
Сам факт моего первого зарубежного визита именно в Россию о многом говорит. … Россия для нас – надёжный стратегический партнёр и добрый сосед, который, согласно известной пословице, ближе любого родственника,
- сказал Токаев в ходе этого визита.
Токаев не только поддерживает углубление ЕАЭС, но выступает за сопряжение евразийского проекта с «Новым шёлковым путём» и Евросоюзом. Насколько он справится с этой трудной задачей, пока неясно. Если с ЕС развитию диалога мешают санкции против России, то неосторожная синергия с КНР может привести к поглощению ей ЕАЭС.
Однако есть ложка дёгтя в бочке мёда: как известно, 20 февраля вышел указ Нурсултана Назарбаева о переходе в Казахстане от кириллицы к латинице. Таким образом, в стране продолжается процесс отхода от русского языка и понижение его статуса. Тогда же бывший президент потребовал от правительства провести заседание на казахском языке. Из казахской валюты – тенге уже начали исчезать надписи на русском языке. Очевидно, что как бы Токаев лестно ни отзывался о значении русского языка (его преподавание он считает важнее английского), новый президент продолжит прежний курс по его выдавливанию. А ведь в Казахстане как минимум 20% населения страны говорит по-русски. Проглотит ли Москва эту «пилюлю», чтобы остаться главным политическим и экономическим партнёром Казахстана?
Учитывая, что Токаев – преемник Назарбаева, а последний сохранит нити управления, значительных изменений во внешней политике Казахстана ожидать не стоит. Нур-Султан останется союзником Москвы, будет развивать торговлю с Китаем и привлекать западных инвесторов в нефтяную отрасль.