Румыния хоронит короля, но не надежду на монархическое будущее

Фото: www.globallookpress.com
В Румынии объявлен национальный траур, начались трёхдневные государственные похороны короля Михая I, скончавшегося в Швейцарии 5 декабря на 97-м году жизни. Похоже, монарх-легенда совсем немного не дожил до того, как монархия в Румынии вновь станет реальностью

Сегодня гроб с телом монарха, сохранившего народные симпатии благодаря преданности стране и её народу, выставлен в Почётном зале замка Пелеш в городе Синае, где он родился почти 100 лет назад. Во второй и третий день госпохорон тело Михая I будет выставлено в Тронном зале Королевского дворца в Бухаресте. Румыны сейчас прощаются с фигурой, в которой отразились драматические перемены в истории страны, Европы и мира в ХХ-ХХI веках и которой лично себя упрекнуть не в чем. Пройти достойно долгую жизнь, служа своей стране, и на троне, и в изгнании было очень непросто. Но король это сделал, сохранив для своего оказавшегося в жерновах истории народа привлекательность идеи королевской власти, перед которой именно сейчас в Румынии, уставшей от коррупции и политиканства, открываются новые перспективы. 

Монарх и русской крови 

Лучше всего расскажет о румынском короле, в котором была и русская кровь, поучительная история его жизни.

Она тоже жила долго и достойно: за усилия по спасению румынских евреев от Холокоста была удостоена в 1993 году звания Праведника народов мира. Первый раз Михай I стал королём в возрасте неполных шести лет — в 1927 году — и был на троне до 1930 года, когда вернулся по приглашению недовольных регентством политиков из добровольной ссылки его отец, король Кароль II, после чего юноша превратился в наследника с титулом "великий воевода Алба-Юлии".

Румыния счастливая 

В 30-е годы ХХ века Румыния была одной из самых самобытных и счастливых стран Европы. Её города, особенно напоминавший в уменьшенном виде Париж Бухарест, были очень красивы. В стране были свои проблемы, но при этом существовала вполне развитая промышленность, даже собственная авиационная отрасль, работали талантливые учёные. Элита знала иностранные языки, была утончённой и изысканной. Крестьяне этой утончённостью не обладали, но имели многие другие достоинства. Деревня, трудолюбивая, религиозная и спокойная, жила небогато, но сытно. Всё было дешево, царило изобилие. Помещичьи усадьбы были центрами культуры и передовых технологий для своего региона. Для европейских путешественников контраст между Румынией и, скажем, Болгарией, другой православной страной на противоположном берегу Дуная, был разительным. На болгарском берегу сохранялось османское наследие, которого не было у Румынии, это была Европа. 

Снова на троне 

Однако мировой кризис и надвигающаяся Вторая мировая война не могли обойти Румынию стороной. СССР в ультимативной форме под угрозой войны занял Молдавию, которую Румыния захватила после большевистского переворота в России — новая граница с СССР проходила по Днестру. Венгрия таким же образом отобрала у Румынии значительную часть Трансильвании, полученную румынами по итогам Первой мировой войны, в которой они воевали, хотя и неуспешно, на стороне союзников и были бы раздавлены немцами, австро-венграми и болгарами, если бы не помощь России. Даже Болгария вернула в этот период потерянную по итогам Первой мировой Добруджу. Возмущением румын воспользовался маршал Йон Антонеску, который в 1940 году совершил госпереворот, сместил Кароля II, которого румыны не любили ещё и из-за его невысоких морально-нравственных качеств, и возвёл на престол 19-летнего Михая. 

Враг и друг Москвы 

Михай I. Фото: www.globallookpress.com

Разумеется, он снова оказался в роли марионетки, и не только потому, что всеми делами заправлял властный маршал, но и потому, что сама Румыния оказалась марионеткой Германии. Немцы уговорили Бухарест смириться с потерей части своих территорий, пообещав их существенное приращение за счёт СССР. Румынии была обещана обширная территория между Днестром и Бугом — так называемая Транснистрия. И она её получила. Но за это румынская армия должна была помогать немцам в войне с СССР.

Он признался однажды, говоря о том периоде своей жизни: "Я научился не говорить то, что я думаю, и улыбаться тем, кого я должен ненавидеть". Король ждал своего часа. Пока немцы и их союзники побеждали, он не мог наступить. Немцы, кстати, были вполне довольны своими румынскими союзниками и их армией, выше них они ставили только финнов. Румыны были покладисты, выносливы и дисциплинированны, неплохо воевали, хотя по вооружению уступали Красной Армии, имели хорошую авиацию и горные части. Румыны были под Одессой, в Крыму, на Кавказе и под Сталинградом. И были, в конечном счёте, разбиты, как и их немецкие покровители. 

Вот тут-то и сказал своё слово молодой румынский король. Вокруг его трона организовался заговор против остававшегося преданным Гитлеру маршала Антонеску — тот был арестован и устранён из игры властью короля. Румыния дисциплинированно перешла на сторону противников Гитлера и успешно воевала вместе с Красной Армией против немцев и венгров в Юго-Восточной Европе до самой победы. И не зря. Территория Румынии после войны оказалась заметно больше той, что она имела, когда в неё вступила.

Награду ему вручил маршал Советского Союза, бывший царский штабс-капитан Фёдор Толбухин. Король получил орден после Дуайта Эйзенхауэра, верховного главнокомандующего западными армиями в Европе и будущего президента США и британского фельдмаршала Бернарда Монтгомери, но до югославского партизанского лидера и будущего главы Югославии Иосипа Броз Тито. Через 60 лет, в 2005 году, Михай I, единственный живой кавалер ордена "Победа", посетил Москву, где президент России Владимир Путин вручил ему юбилейную медаль "60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". А в 2010 году как дважды орденоносец присутствовал на Параде Победы в Москве.

Смелый поступок 

Кстати, в 1945 году награждён Михай I был с формулировкой: "За мужественный акт решительного поворота политики Румынии в сторону разрыва с гитлеровской Германией и союза с Объединёнными Нациями в момент, когда ещё не определилось ясно поражение Германии". Так оно и было. Немцы до последнего не верили в своё поражение, рассчитывая на "оружие возмездия", которое у них было, но которое они так толком и не применили. Что это была реальная угроза, стало понятно недавно, но возможность этого была известна ограниченному кругу лиц уже тогда. А вдруг применили бы? Поэтому поступок короля был достаточно смелым. Тем более, что перед самым Бухарестом из-за проблем с гусеницами массово сломались и встали советские танки американского производства, которых было очень много в наступавших частях Красной Армии, и немцы едва не отомстили монарху. 

Король Румынии Михай I долгое время был единственным живым носителем высшего советского ордена "Победа". Фото: www.globallookpress.com

Закономерная судьба 

Вряд ли у Михая I были иллюзии, что, послужив своей стране тем, что перетянул её на сторону победителей, он обеспечил себе будущее на троне, даже с высоким советским орденом. Через два года после войны его заставили покинуть коммунистическую Румынию, и он предпочёл отказаться от притязаний на власть, чтобы избежать крови. 30 декабря 1947 года во дворце Елисабеты в Бухаресте он подписал акт об отречении. Впрочем, в любом случае у него не было альтернативы — королей Югославии Петра II и Болгарии Симеона II постигла та же судьба. Их места заняли коммунистические вожди, которые счастья своим народам не принесли, хотя их преемники-"демократы" оказались ещё хуже.

Надежда не умирала никогда 

Перебравшись в Швейцарию, Михай в 1948 году женился на принцессе Анне Бурбон-Пармской (1923-2016 гг.), которая родила ему пять дочерей. Это вынудило отрёкшегося короля, не расстававшегося, как видим, с надеждой восстановления монархии в стране, вновь стать румынским королём, в 1997 году изменить законодательство румынского Королевского дома, допустив женщин к престолонаследию и провозгласив свою старшую дочь Маргарет кронпринцессой.

Как профессиональный лётчик (он пилотировал коммерческие самолёты, работал в авиационной компании) Михай, похоже, был уверен в том, что настанет день, и он однажды приземлится в Румынии.

При "демократах" Румыния, ставшая за годы коммунизма бедной страной, превратилась в нищую, так что королевское прошлое стало для румын золотым веком. Это повлияло и на судьбу короля: в 1997 году новые власти вернули ему румынское гражданство, он стал регулярно навещать родину, уступив государству королевские поместья и замки за 30 миллионов евро, хотя, конечно, они стоят дороже. Михай всё больше "румынизировался": в 2011 году он объявил о разрыве династических связей с немецким княжеским родом Гогенцоллернов-Зигмаринген, отказался от титула принца этого владетельного дома и объявил о суверенитете румынской королевской ветви. Для себя и своей семьи в качестве династической фамилии он выбрал именование "Румынские". В день своего 90-летия Михай выступил с речью в румынском парламенте. Всё шло к восстановлению королевской власти в стране. 

Перспективы королевской власти в Румынии 

Осенью этого года председатель сената Румынии Калин Попеску-Таричану и спикер палаты депутатов Ливиу Драгнеа, которые являются лидерами правящей коалиции, инициировали законопроект, закрепляющий особый статус Королевского дома. Это означало, что в ближайшее время на широкое обсуждение будет вынесен вопрос о восстановлении монархической формы правления в стране в той или иной форме. 

Глава Королевского дома, Кронпринцесса Румынская, Хранительница Румынского престола Маргарита, всё внимание теперь на неё. Фото: www.globallookpress.com

Согласно законопроекту, главе Королевского дома Румынии полагается тот же статус, что и бывшим главам государства. Предусматривается, что Королевский дом будет располагать собственной административной службой, финансируемой из госбюджета. Это стало признанием заслуг короля Михая I на ниве служения народу и отечеству, символом преемственности румынского государства. Кончина короля-долгожителя в судьбе монархии в Румынии принципиально ничего не меняет. У Королевского дома есть глава — Кронпринцесса Румынская, Хранительница Румынского престола, старшая дочь Михая I Маргарита. Всё внимание теперь к этой персоне. Реставрация монархии в Румынии возможна. Вопрос лишь в том, что это будет практически означать, и будет ли в руках будущего монарха власть, достаточная для того, чтобы защитить свой народ от коррупционеров и воровской "элиты", образовавшейся на обломках коммунизма и вышедшей из него. Но это проблема и возможная судьба уже не только Румынии.

Новости партнеров



Читайте также