Русские историки в память об Александре Николаевиче Боханове (1944-2019)
Леонид Петрович Решетников, исполнительный директор Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл», кандидат исторических наук, генерал-лейтенант СВР:
«Александр Николаевич Боханов – это выдающийся русский историк. Он создал первую честную монографию о государе Николае Втором. Он начал эту линию в самом начале 90-х годов. Опубликовал книгу, разоблачавшую мифы, наговоры и клевету на государя.
Надо сказать, что Александр Николаевич был не просто историк. Он был историософ. И у него исторический анализ сочетался с философскими обобщениями. Его знаменитый труд «Российская Империя. Образ и смысл» оставит глубокий след ещё на долгие-долгие годы осмысления нашей тысячелетней истории. Образа Империи как вершины исторического развития России.

Великий портретист русской истории: Александр Николаевич Боханов
Он ещё отличался тем, что был очень хорошим полемистом. Он вёл дискуссии, всегда сохраняя хладнокровие, но очень чётко формулировал мысли, чётко формулировал ответы. И часто у него это граничило с афоризмами.
Он очень много работал. У него больше 20 монографий, не считая сотен научных статей. Он оказывал сильное влияние на более молодых историков, которые начали формироваться в конце 80-х – начале 90-х годов. Но из моих знакомых он большое влияние оказал на формирование Петра Валентиновича Мультатули. Надо сказать, что в каком-то виде это были отношения ученика и учителя одно время. Потом Александр Николаевич уже при мне, я сам это слышал, признавал Петра Валентиновича как ровню себе…
Александр Николаевич был верующий человек, глубоко верующий. Пришёл он к вере не в самое последнее время, хотя и в зрелом уже возрасте, но это было лет 40 назад. И всегда рассматривал исторические процессы через призму веры нашей. Потому что он считал, что вера – это основное содержание жизни России на протяжении тысячи лет.
Хочу сказать, что у него непростая судьба. Его с конца 80-х годов пытались затирать и выпихивать из исторического сообщества люди либеральных взглядов. Кончилось тем, что он вынужден был уйти, если я не ошибаюсь, в 2011 году из Института истории России Академии наук. Я хорошо это помню – когда он остался без работы. Я в то время был директором РИСИ, мы его пригласили в Российский институт стратегических исследований на позицию ведущего научного сотрудника. До своей болезни, которая его свалила, он чуть больше трёх лет работал в институте и уже занимался вопросами, связанными с современностью, борьбой с фальсификацией истории России.
Я его очень любил лично и люблю сейчас. Уверен, что он надолго останется в нашей памяти. Он был очень интересный собеседник. Хотя он не дворянского происхождения, но это был ярчайший пример русского интеллигента. Он был высокообразован, всегда внимателен, тактичен. В то же время, защищая свои убеждения, свою веру, он мог быть и ироничен. Это у него было заметное качество. Иногда и резок, когда надо дать отпор агрессивным людям. Обладал великолепным чувством юмора.
Всегда хотелось найти хотя бы минутку, пригласить Александра Николаевича в кабинет и посидеть с ним, выпить чая или кофе. Он очень любил кофе. Он рассказывал свежие новости в издательском деле, в смысле что выходит новенького в исторической области.
Был замечательный человек. Болезнь его на три года вывела из наших рядов. Это большая потеря. Но хочу сказать, что его влияние на историков, молодых историков, было большое. И сейчас есть плеяда людей, которые в той или иной степени могут сказать, что да, мы любили Александра Николаевича, знали его, и он на нас оказывал такое благодатное влияние. Да я сам, хотя по возрасту близок к нему, тоже испытывал такое влияние великого, выдающегося русского историка и на себя, и на свои работы. Он внимательно относился к моим статьям, к моей книге "Вернуться в Россию". Она вышла с предисловием Александра Николаевича. Поэтому я ему и благодарен за это, что с таким именем вышла моя книга, которая сейчас вот живёт, и уже многочисленный тираж, распространяется. Но первое издание вышло с его благословением».

Диктатура совести: Монархическая идеология
Пётр Валентинович Мультатули, кандидат исторических наук, член совета Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орёл»:
«Ушёл великий русский историк, великий русский человек. Человек, который, на мой взгляд, выше Ключевского и Карамзина, потому что ни Ключевский, ни Карамзин не смогли создать положительного образа русской монархии. Они были слишком западные. А Боханов был глубоко православный человек. Порвавший с большевистской красной скверной… Он смог сбросить эту пелену. Стать человеком воцерковлённым.
Он говорил, что без Христа, без Православия, без Церкви Россию не понять. Поэтому его величайшая заслуга в том, что он был не только великий учёный, но он был ещё великий популяризатор. То есть та история для домохозяек, как иногда пренебрежительно говорят, имеет колоссальное значение. И он создал целую галерею русских царей, начиная от Иоанна Грозного и заканчивая императором Николаем Вторым.
И к императору Николаю Второму, императрице Александре Фёдоровне у него было особое отношение, он их ставил выше всех, он их очень глубоко почитал. И это не могли ему простить красно-розовые. Не могли ему простить этой любви к царям, не могли ему простить то, что он беспощадно разоблачал. Русофобы всех мастей его ненавидели, потому что он их разоблачал, разоблачал их своим гигантским интеллектом, гигантскими познаниями, пониманием истории России.
Я знал об Александре Николаевиче давно, мы с ним встречались и плодотворно работали тогда, когда Леонид Петрович Решетников пригласил его в Российский институт стратегических исследований. Мы с ним очень много разговаривали, общались, были в дружеских отношениях, и я хочу сказать, что это был настоящий человек, который любил жизнь во всех её проявлениях. Всегда с иголочки одетый, всегда пахнущий хорошим парфюмом, всегда с искромётным юмором, весёлый. Таким он запомнился, такое соединение. В общем, это была незауряднейшая личность. Царство ему Небесное, вечный покой, а мы должны помнить его таким, каким мы его помним».
Дмитрий Михайлович Володихин, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, помощник председателя Издательского совета РПЦ, доктор исторических наук:
«Я отношусь к Александру Николаевичу Боханову с большим почтением. Дело не только в том, что он чрезвычайно крупный специалист по истории династии Романовых. В частности, по последнему отрезку в истории правления Государя из этой династии. И дело не только в том, что он участвовал в создании прекрасного учебника для 8-го класса.
Прежде всего мне хотелось бы отметить, что Александр Николаевич – это историк, который долгое время придерживался твёрдо консервативной точки зрения на русскую историю и писал как человек православный, крепко верующий, государственник, почвенник. Эта позиция мне близка. Я считаю, что для настоящего и будущего страны она наиболее перспективна.
Печально, что он ушёл от нас. Надеюсь, что дело его не останется забытым и люди, которые равнялись на него, продолжат свою работу. Думаю, что было бы правильным какому-то учреждению или общественной организации учредить премию для историков-консерваторов имени Александра Николаевича Боханова. Мне кажется, это было бы отданием долга его светлой памяти».

Топ-20 книг о России: Имперский взгляд
Сергей Вячеславович Перевезенцев, профессор факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор исторических наук:
«Александр Николаевич Боханов – это замечательный русский историк, человек, который в конце XX – начале XXI века привнёс в отечественную историческую науку крайне важный элемент, крайне важное направление. А именно – он вместе с некоторыми другими своими коллегами начал осмысливать отечественную историю как историю национальную, как историю русского православного народа, перед которым стояли огромные цели. Историю того народа, который был готов к достижению этих великих целей и сделал крайне много для того, чтобы эти достижения были реализованы в реальной жизни.
В этом отношении Александр Николаевич Боханов был одним из первопроходцев. А вырваться из тенёт советского коммунистического, марксистского подхода к жизни, к истории, к осмыслению прошлого было далеко не просто. И все 90-е годы в исторической науке шла если не борьба, то толкучка, и было непонятно, чем же заниматься.
Александр Николаевич Боханов предложил в это время вполне чёткую методологию национального познания истории. И насколько я знаю, очень многие, прочитав книги Александра Николаевича, осознали, как нужно понимать русскую историю, что было в русской истории важно, что – второстепенно, на что обращать внимание. И ещё один важный момент. Александр Николаевич любил свой народ, любил свою Родину, любил свою историю. И это чувство любви к Отечеству он передал и читателям со страниц своих книг. Вечная память. Это огромная потеря для нашего народа в целом, для исторической науки в частности».