Русским пенсионный возраст увеличить: Пенсии платить мигрантам
Обещанного шесть лет ждали. Госдума России ратифицировала соглашение о пенсионном обеспечении граждан стран Евразийского экономического союза – теперь люди, работавшие в другой стране, получили право требовать от этой страны назначения пенсий, даже если они так и не оформили себе её гражданство. Решение это распространяется на граждан пяти государств – Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и, собственно, России.
Принципиальная договорённость об учёте пенсионного стажа в рамках ЕАЭС достигнута ещё в 2014 году, но до придания ему силы закона руки не доходили шесть лет. Процесс тронулся с мёртвой точки летом 2019 года – тогда стало известно о письме Минтруда, согласно которому соглашение должно было вступить в силу в конце того же года. Действительно, 20 декабря лидеры пяти государств торжественно подписали соглашение, но ратификацию удалось оттянуть ещё почти на год. И вот теперь приходит счастье в скромный мигрантский домик. Раньше из иностранцев Россия платила пенсии только бывшим советским гражданам, осевшим в Израиле. Теперь всё будет гораздо масштабнее.
Стеснительные законодатели
Со стороны это может выглядеть торжеством справедливости. Ведь если люди официально трудоустроены в России, они платят отчисления в Пенсионный фонд. А если платят, то должны что-то за это иметь, а не просто участвовать в софинансировании пенсий для местных граждан. Альтернатива в виде отмены пенсионных взносов для мигрантов абсолютно неприемлема, так как сразу предоставляет им преимущество на рынке труда.
На родине, между тем, таких работников тоже не привечают. Трудовой стаж в дружественных странах местные чиновники старались не учитывать, и их можно понять. Если бы был механизм возврата в Пенсионный фонд родины мигранта его накоплений, они могли бы получать приличные пенсии, но такого механизма нет. В Киргизии, например, не понимают, за что платить более минимальной пенсии по старости человеку, который полжизни трудился в России.
Но создаётся ощущение, что этой справедливости Россия немножко стесняется. Характерно, что на сайте Госдумы в основных новостях дня нет упоминания о голосовании, хотя прошло оно триумфально – абсолютно все присутствующие, 398 человек, проголосовали за, без воздержавшихся и возражающих. Кстати, когда люди из ЛДПР перед выборами-2021 начнут втирать вам свою антимигрантскую повестку, немедленно ловите их на лжи – 37 депутатов были "за", трое отсутствовали.
Даже в новостях о принятии законопроекта стыдливо умалчивается, что Россия также обязуется платить пенсии по старости членам семьи работника-мигранта. И – вишенка на торте – если у мигранта не хватает стажа в России, мы будем давать ему 1 пенсионный балл за каждый год работы в других странах ЕАЭС. То есть мы будем платить пенсии даже за те годы, в которые гражданин иного государства вообще не имел к нам отношения!
Да, конечно, всё это на принципах взаимности, но много ли вы знаете русских людей, работающих и планирующих получать пенсию в Армении или Киргизии? Да нас оттуда выгоняли как оккупантов! Та же Армения, внезапно полюбившаяся в последние дни не помнящим зла нашим землякам, занимает последнее место среди всех стран экс-СССР по числу этнических русских (а Россия скоро станет первой по числу этнических армян, обойдя Армению, из которой сейчас местные бегут от призыва). И это не случайность, а результат государственной политики, на которую у нас старательно закрывали глаза.
Пояснительная записка к законопроекту выложена в издевательски плохом качестве, словно авторам очень не хочется увидеть её прочитанной.
Дышит лукавством и правительственный отзыв – "реализация инициативы не потребует дополнительных бюджетных средств – она будет осуществляться в пределах общего объёма расходов Пенсионного фонда России". Формально это правда. А то, что эти расходы вырастут, – уже не дело бюджета.
Теперь-то заживём!
Каковы же доводы в поддержку этого решения? Их три – насыщение рынка труда, обеление экономики и международная экспансия. Ну и добавим четвёртый – "чтоб как у людей". Наши чиновники как бы враждуют с Западом, но постоянно на него ссылаются, что, по всей видимости, является проявлением симптома острой неуверенности в собственной компетентности. Но есть совершенно другие аспекты этого решения.
Но есть нюансы
Итак, Россия официально сделала ставку на приток низкооплачиваемых мусульман (две из четырёх стран, подписавших вместе с нами соглашение, являются христианскими, но мы всё понимаем). Теперь они будут иметь равные права с местными работниками – разве что не смогут голосовать.
У мигрантов исчезает стимул получать русское гражданство. Вряд ли это можно считать достижением. Ассимиляция всегда была сильной стороной нашего народа, иначе бы России не удалось создать империю на сотни лет – империю, выдержавшую несколько интервенций и смен форм правления. Но как ассимилировать человека, не заинтересованного в этом? Смысла в связывании судьбы с Россией у мигрантов больше нет – можно сидеть у себя в Нарыне, получать высокую (по местным меркам) русскую пенсию и рассказывать внукам анекдоты про этих смешных русских.
А пока есть работа, у этих людей появляется стимул тащить сюда всю свою родню для получения права на пенсии детьми и жёнами. Они не будут ассимилироваться, нет – мигранты предпочитают жить кучно, де-факто создавая в России эксклавы своих государств. На обеспечение жизни семей в России нужно больше денег, чем в Таджикистане, а эти деньги надо откуда-то брать – вырастет преступность. Та самая, у которой якобы нет национальности.
Рассуждения о несправедливости нынешнего положения вещей нелепы. Ничего плохого во взимании с иностранцев взносов в Пенсионный фонд без последующей выплаты пенсий не было. Это нормальный налог на деятельность людей, отнимающих рабочие места у наших граждан (в дополнение к копеечным патентам). Так и должно быть, никакой несправедливости в этом нет.
Таким образом, политически и экономически отчасти обоснованное решение несёт России серьёзнейшие долгосрочные угрозы. Теоретически можно было бы говорить о праве на пенсии для граждан, хотя бы принявших православие (в Империи это открывало много дверей), но у нас, увы, многоконфессиональная страна.
Да, ЕАЭС нам нужен, и новые страны в союзе тоже – азиатское подбрюшье не должно достаться Китаю. И покупать лояльность – тоже, к сожалению, удел больших государств. Но тут сделка заключена как-то совсем уж за счёт своих граждан.