Санкции запада для бизнеса: Отчаиваться или видеть окно возможностей

Фото предоставлено "Царьграду" Павлом Спичаковым.
Подмосковный предприниматель Павел Спичаков о способах обойти санкции Запада и о помощи государства в деле развития собственной экономики.

НАША СПРАВКА

Павел Спичаков – предприниматель, бизнесмен. Родился в Сочи. Свою трудовую деятельность начинал мальчишкой – подсобным рабочим в строительной бригаде в середине 90-х. А бизнес начинал с создания аптечной сети в Норильске. Первую собственную производственную компанию «КИТ» запускал во Владимире, уже как продуманный проект по производству медицинских масок в 2010-м году с инвестициями в 20 миллионов рублей. Постепенно, расширяя ассортимент товаров, запустил компанию «Бергус». Сегодня у него есть промышленные площадки в Московской  и Владимирской областях.

- Павел Валерьевич, время сейчас сложное, трагическое. Но если говорить исключительно о проблемах, которые возникли у бизнеса… Причем я не про финансовые ограничения спрашиваю, а про экспорт продукции с запада. На каких отраслях промышленности в первую очередь скажется закрытие сообщения с ЕС и западные санкции?

- Под ударом в первую очередь все, что связано с электроникой – не бытовой, а промышленной и все, что связано со станкостроением… Многое из простых комплектующих для промышленных линий закупается в Азии, но сложные детали – все это поставляет Европа. Пострадает транспорт: автомобильный, авиационный – эти отрасли будут испытывать самые серьезные проблемы. Но тут и раньше мы были под санкциями. Не все могли купить, особенно что касается продукции двойного назначения.

- То есть, мы и раньше были тут ограничены санкциями? А были альтернативные способы поставок оборудования – в обход санкций?

- Конечно. Весь мир давно придумал массу способов. Они возникли вокруг экономической блокады Ирана и Китая. Условно, фирма из Гонконга покупает нужное на Западе, а потом продает это в Россию. Даже в моей практике был случай, когда срочно нужна была запчасть, и я ее вез с собой в багаже, как физическое лицо. Так что решения есть, существуют риски, но все возможно. Тем более, повторюсь, что санкции и ограничения не сейчас начались против России, а задолго до 2014-го года.

- Вам часто приходилось работать с китайскими партнерами. Китай выручит нас в условиях новых санкций?

- Китай выручит. Надо только понимать, что Китай всегда действует исходя из своих интересов. К примеру, в 2008-м ряд китайских банков отказывался работать со Сбербанком, и я не мог банально доллары перевести туда за поставку товаров. Так что, не все просто. Но там есть огромная база для переориентации на российские закупки запчастей и технологий. И эта база активно развивается. А если мы перейдем на расчеты в юанях, все будет еще проще. Платформа для этого давно настроена.

- Хорошо. А что по перспективам наших производств? Есть шансы, что этот кризис позволит возродиться старым предприятиям отечественной промышленности?

- То, что умерло, то умерло. Не всегда компании умирают из-за конкуренции и внешнего давления. Если там архаичные внутренняя организация, технологии, менеджмент – то смерть можно констатировать от старости. Разумеется, в каждом случае надо смотреть отдельно. Но в большинстве случаев надо собирать новое производство. Из чего, из какого оборудования?

То, что сейчас происходит с долларом, дает отечественным производителям очередной шикарный шанс вытеснить из России конкурентов. В том числе и азиатских. Китай, например, уже давно стал достаточно дорогим по цене на оборудование.  У меня есть производство, где почти все комплектующее сделаны в России. Лишь две позиции мы закупаем в Китае по причине дешевизны. Но сейчас доллар вырос и теперь российские комплектующие станут доступнее.

Кроме того, российские производители нередко завышали цены из-за отсутствия конкуренции на внутреннем рынке. Их стало больше, предложений стало больше и цены стали конкурентоспособными с азиатскими. И сейчас мы будем переориентироваться на них. В пандемию мы, кстати, очень сильно переориентировались на отечественное оборудование и комплектующие. Сами понимаете – были проблемы с международным сообщением.

А вообще тема импортозамещения в России начала внедряться с конца 2000-х годов, и она дала очень хорошие плоды. Мы давно по возможности заменяем иностранных поставщиков на своих или предусматриваем альтернативные варианты поставок за рубежом. Политика санкционного давления научила бизнес работать с резервом. А в идеале локализировать производство компонентов на своей площадке – так мы убираем риски и повышаем доходность.

- Для запуска нового производства нужны грамотный менеджмент, инвестиции, кадры, оборудование, сырье… Где у нас самый большой пробел?

- С деньгами в стране все хорошо – денег много. Компетенции у людей тоже очень хорошие. Поверьте, уровень образования у нас выше, чем в Азии – мы тут можем быть лидерами. Ресурсы все есть. Беда в том, что нас очень мало. Население не так велико, а активного населения еще меньше. А задач стоит очень много. Поэтому кооперация с Китаем нам все равно необходима. Это нормально. Невозможно все производить.

- А где нам самим кадры брать? Привлекать мигрантов? Возрождать сеть ПТУ?

- Привлечение мигрантов не поможет. Если речь идет о низкоквалифицированном труде, то выход в автоматизации, широком внедрении высоких технологий с минимальным участием людей. Нам надо стать страной инженеров. По этой же причине сеть ПТУ тоже не спасет. Это вчерашний день. Даже университеты к 2035 году начнут умирать – профессии меняются быстрее, чем готовятся под них учебные программы. За пять лет новая профессия может появиться и исчезнуть! Все профильное образование сегодня уходит в компании. И вот под это государство может дать компаниям деньги – под внедрение новых технологий и под подготовку кадров для них. Тем, кто сейчас готов замещать импорт и производить что-то новое нужны сейчас целевые инвестиции государства – кредиты под минимальные проценты или без оных. Это сложно, особенно, когда мы говорим про средний бизнес, но это надо делать.

- Что посоветуете молодым людям, которые, может быть, сегодня находятся в состоянии шока от политических событий?

- Первое, что я посоветую – успокоиться и не предпринимать непродуманных шагов. Второе – надо постоянно учиться. Я сам в этом году пошел учиться в компанию Яндекс – осваиваю тонкости работы в интернете. Учиться надо всю жизнь.  Повышать свои компетенции. А работать надо идти туда, куда тянет сердце, где вам интересно обретать новые знания и компетенции. Это может быть что угодно: наука, предпринимательство, производство, культура… Все мы разные. Но если вы лучшим образом самореализуетесь – это будет максимальным благом для нашей страны.

- А у вас самого, как у бизнесмена, есть отчаяние при виде того, что происходит между Россией и Украиной, между Россией и всем остальным миром?

- То, что происходит сейчас на Украине – дай Бог, чтобы это быстрее закончилось. Война там не 24 числа началась. Она там идет восемь лет. Это больно и страшно. Очень хочется, чтобы все было хорошо и с нашими ребятами, и с народом Украины.

А с точки зрения экономики: бизнес всегда живет в состоянии войны и жесткой конкуренции. В любые времена. И он всегда должен быть готов к изменениям. Дальше скорость изменений будет только нарастать. Как в сказке про Алису: чтобы оставаться на месте надо бежать, а чтобы куда-то прибежать, надо бежать в два раза быстрее. Когда все стабилизируется, неизбежно возникнут новые экономические связи и новые рынки – нам надо занять свою нишу.

Одна из ключевых причин того, что Запад так остро реагирует на наши действия – борьба за рынок Украины. Экономические интересы превыше всего. Западные чиновники очень часто лоббируют интересы своего бизнеса в других странах. Это для них норма. А мы – дети, только еще начинаем этому учиться. Поддержка своего экспорта – важнейшее направление работы должно быть для наших дипмиссий! Мне в этом плане очень нравятся посольства Швейцарии. У каждого посла есть KPI – сколько он завел швейцарских компаний на местный рынок за год. Экономика – превыше всего! Да, армия важна. Но и армию надо содержать. С армией у нас сейчас все неплохо – прокачали ее. А вот экономику нужно прокачивать, особенно огромный у нас потенциал для роста в малом производственном бизнесе, его у нас крохи.

Сейчас как никогда нужна консолидация общества. Как бы больно не было, сейчас своих надо поддерживать. Мы же никому в мире больше не нужны – только друг другу. Даже если мы по-разному думаем.

Новости партнеров



Читайте также