Санкт-Петербург: лидер по летальности от COVID-19 на фоне отсутствия вертикали управления
Санкт-Петербург принято называть Северной и культурной столицей России, однако на фоне пандемии коронавируса он приобрел еще один, на этот раз весьма неприятный титул — лидера по летальности от COVID-19. Как так получилось, и что делают власти города для решения столь неприятной ситуации?
Что происходит в городе?
Суточный прирост новых заболевших в Санкт-Петербурге бьет собственные рекорды который день подряд, только за сегодня в Северной столице выявили 686 новых заболевших — очередной антирекорд в череде высоких показателей последних дней. Но власти боятся вводить жесткие ограничения и закрывать бизнес, как это было весной. Это связано с тем, что ни экономика города, ни его жители еще не оправились от вызванных повсеместной самоизоляцией потерь. Особенно тяжко пришлось торговым центрам, сфере услуг и туризму. А ведь Санкт-Петербург один из самых популярных городов России среди путешественников. Однако, каким-то чудом Северной столице пока что удается держать марку. Город даже в очередной номинировали на награды премии World Travel Awards.
Почему город не справляется?
Почему система здравоохранения города не справляется с этой напастью? Частично на этот вопрос ответила комиссия Минздрава, нагрянувшая в начале октября в город на Неве с ревизией. Как выяснилось в Северной столице так и не смогли выстроить нормальную вертикаль управления системой здравоохранения. А это, в свою очередь, породило дисбаланс и бардак в работе амбулаторного и стационарного звеньев.
В Санкт-Петербурге нередкое явление очереди из скорых, а чтобы попасть на КТ легких приходиться ждать по три дня даже в частных клиниках, не говоря уже о государственных медучреждениях. А для больных коронавирусом этот срок может фатальным, ведь инфекция действует быстро и агрессивно.
Свой вклад внесла и проведенная до пандемии всеобщая оптимизация системы здравоохранения, в результате которой количество коек для больных инфекционного профиля к 2019 году в стране снизилось до 59 тысяч. Также стала ощущаться и нехватка младшего медперсонала.
Как пытаются решить проблему?
В Санкт-Петербурге в очередной раз ужесточили масочный режим. Теперь носить средства индивидуальной защиты необходимо всем пассажирам общественного транспорта, а также посетителям мест массового скопления людей. Самоизоляцию пока что рекомендовали только петербуржцам старше 65 лет. Специально для них в городе на Неве с 5 октября снова мобилизовали волонтеров #МыВместе. Ведь граждане «серебряного возраста» в списке самых уязвимых.
А вот с дистанционным обучением в Санкт-Петербурге «все сложно» — иначе и не скажешь. Некоторые классы все же переводят на удаленку, но массово власти города этого делать не хотят. Да и далеко не все родители с учителями голосуют за «дистанционку», видимо воспоминания о весне еще слишком яркие. Тогда удаленное обучение далось легко далеко не всем. Отказ от «дистанционки» власти объясняют тем, что хоть школьники и стали в разы чаще болеть, но их доля среди пациентов с коронавирусом чрезвычайна мала, да и койки занимают в основном петербуржцы постарше. А тем временем места для больных с COVID-19 стремительно таят.
Чтобы решить эту проблему в Северной столице в панике пытаются наращивать коечный фонд. В ход идет перепрофилирование больниц, а в Ленэкспо вновь заработал временный госпиталь. Несмотря на эти меры, по данным на 19 октября в городе осталось 1 122 свободных коек, из 6 165 развернутых. А суточный прирост давно перевалил за 600 заболевших в день. Еще одна немаловажная проблема: а не перетянет ли таким образом петербургская система здравоохранения одеяло с других не менее важных пациентов? Ведь коронавирус не отменяет ни онкологию, ни другие опасные заболевания. И этим больным нужна помощь не меньше, чем пациентам с COVID-19. В Смольном обещают, что этого не произойдет, но время покажет.
Кстати, власти города ранее говорили, что закрытие бизнеса и жесткие ограничения грозят городу только в том случае, если количество заболевших превысит коечный фонд. В связи с чем возникает вопрос: устроит ли Смольный, как обещал, жесткий локдаун в Санкт-Петербурге тогда, когда больных придется класть в коридорах, или же испугается гнева несогласных с закрытием бизнеса граждан? Ответ на него мы узнаем, когда в Северной столице закончаться места для пациентов с COVID-19.