Счётная палата сошла с ума: Льготную ипотеку оставят только богатым?
Три нелепых тезиса
Аудитор Счётной палаты Наталья Трунова выступила с ярким заявлением. Она сочла необходимым запретить выдачу льготной ипотеки на покупку студий и однокомнатных квартир. Причина – разумеется, забота о людях.
Приводим главную цитату, разбив её для удобства понимания на три абзаца:
В большинстве случаев, если семья покупает за счёт ипотеки с господдержкой однокомнатную квартиру, она в дальнейшем уже лишается возможности улучшить свои жилищные условия.
Данный факт в том числе провоцирует рост на рынке жилья доли именно однокомнатных квартир и студий как наиболее часто покупаемых.
Предлагаемое изменение правил предоставления ипотеки может поспособствовать изменению структуры предложения на рынке жилья, улучшить комфортность условий проживания граждан в новом жилье.
Здесь нелепо и безобразно всё.
Первый тезис – нет резона использовать господдержку на однокомнатную квартиру, потому что в дальнейшем право на эту льготу теряется. Вроде был логично. Есть очевидная альтернатива – разрешить повторно выдавать такую ипотеку в случае рождения ребёнка и увеличения жилплощади. Но этот вариант Счётная палата предлагать не хочет, поддержка рождаемости её не интересует.
Второй тезис – льготная ипотека на однушки провоцирует рост на рынке жилья доли именно однокомнатных квартир. Простите, пожалуйста, но это чушь собачья. И до начала всяких льгот динамика проектирования была очевидна: в оптимистичные времена росло число больших квартир, в тяжёлые – строили дома, состоящие чуть ли не из одних студий. Сейчас настрой рынка резко пессимистичный. В том числе по вине Труновой (об этом ниже).
Третий тезис – если запретить льготы на однушки/студии, люди станут лучше жить. Трунова всерьёз полагает, что человек, который не сможет купить с господдержкой студию, вместо этого купит стометровую трёшку. Реинкарнация Марии-Антуанетты: если нет хлеба, пусть едят пирожные. У людей элементарно нет денег – если они покупают маленькие квартиры, это не из желания выбить из государства компенсацию по процентам, а просто потому, что большая не по карману.
Откуда эта французская королева вообще взялась, откуда её ноги растут?
Дитя Чубайса и Кудрина
Из Якутии. Миловидная блондинка, 43 года назад осчастливившая своим появлением город Мирный, уже 20 лет трудится на наше с вами благо. Окончив Санкт-Петербургский госуниверситет, она пошла работать в Центр стратегических разработок "Северо-Запад", где постепенно поднялась до руководителя проектного направления. То есть она писала стратегии, по которым нами пытались управлять.
Аббревиатура ЦСР у нас всех ассоциируется с бессмысленным Центром Кудрина, и не напрасно: он входит в ту же цепочку многочисленных окологосударственных учреждений, сидящих на господрядах. В учредителях через Фонд ЦСР – старые знакомые: РАНХиГС, ВШЭ, Институт экономического анализа (которым до сих пор владеет беглый чиновник Андрей Илларионов!).
Одна из основных отличительных черт подобных учреждений – страсть к макроэкономике, абсолютное презрение к отдельным людям, они всего лишь пушечное мясо в экономической войне. Их девиз – "Вымрут 30 миллионов – что ж, они не вписались в рынок".
Отточив язык в ЦСР, Наталья Александровна отправилась на госслужбу – развивать туризм Псковской области, к которой ранее не имела никакого отношения. Получилось не очень: автор этих строк как раз в 2012–13 годах изучал по заданию редакции состояние внутреннего туризма, и Псковская область в этом отношении выглядела, честно говоря, просто ужасно. К слову, в декларациях того времени Трунова указывала две маленькие квартиры (26 и 38 кв. м) – сейчас они подросли уже до 59 и 91 м, да и доходы выросли более чем в 10 раз. Хотелось бы напомнить Её Величеству, что среднедушевой доход по России за то же время увеличился менее чем в 2 раза, а реальный располагаемый вообще снизился.
Поняв, что туристов она не привлекает, Трунова вернулась в Санкт-Петербург, уже на серьёзные управленческие позиции. В 34 года блондинка возглавила ГКУ "Агентство экономического развития Ленинградской области", два года спустя перешла в градостроительный институт "Ленгипрогор", а в 2017 году вернулась к корням – к Алексею Кудрину, вице-президентом в последний из его ЦСР. Когда Центр окончательно загнулся в недрах Минэкономразвития, Алексей Леонидович обнаружил в бывшей подчинённой аудиторские способности – и назначил её на соответствующий пост в Счётную палату.
И вот Трунова уже выступает с законодательными инициативами.
Что с того?
Здоровое государство стремится оказывать материальную помощь (а компенсация процента по ипотеке – это именно она) в первую очередь малообеспеченным слоям населения. Олигархическое – наоборот.
Эскапада Труновой полностью укладывается в общую канву представлений власти о народе образца нулевых-десятых годов. Тут и циничная рекомендация студентам не роскошествовать, покупать "небольшие квартиры метров по 50", и смех над тем, что кто-то живёт в 20-метровых студиях. Казалось, что это пройдено – и авторы обеих процитированных фраз полуобъяснились-полуизвинились, и меры поддержки населения стали более адекватными (маткапитал, индексация прожиточного минимума, та же льготная ипотека).
Ан нет, живы кадры, никуда не сбежали, бодро разговаривают и занимают большие посты.
Фактически госпожа Трунова призывает отобрать государственную поддержку у бедных и распределить сэкономленное среди богатых. "Не вписавшиеся в рынок" пусть так и теснятся на кухне с родителями – зато для хорошо зарабатывающих можно будет и дальше снижать процент по ипотеке.
Кто-нибудь, остановите уже эту королеву, пожалуйста. Когда мы говорили о восстановлении монархии, имели в виду совсем другое.