Секреты неубиваемого аэродрома Староконстантинов: Почему "лучшее гнездо НАТО на Украине" ещё не в руинах?

Коллаж Царьграда
Удары по украинским аэродромам давно превратились в рутину. С одной стороны, дело важное – лишить противника неба, но с другой – уже вызывает раздражение у многих: да что ж эти аэродромы какие-то "неубиваемые"! Как сочетается первое со вторым и почему так получилось, разбирался Царьград.

В последние несколько дней Россия прилагает исключительные усилия по демилитаризации одного из ключевых военных аэродромов Украины – огромной авиабазы советской постройки Староконстантинов.

В ночь на вторник, 29 июля, по аэродрому прилетели около сотни дронов-камикадзе "Герань-2", несколько крылатых ракет воздушного базирования Х-101, как минимум часть из которых имела кассетные боеголовки. А уже довольно поздним утром, после доразведки целей, по аэродрому отработали гиперзвуковыми "Кинжалами". Концентрация усилий – исключительная, однозначно указывающая на то, что на аэродроме уничтожали нечто очень важное.

Можно сказать, что в ночь на 29-е аэродром били всей страной. Скриншот: ТГ-канал "Мир сегодня с "Юрий Подоляка"

Сутками ранее, в ночь на понедельник, по Староконстантинову также был нанесён массированный удар. По аэродрому была запущена группа "Гераней", после неё последовали крылатые ракеты Х-101, пуски которых производились стратегическими бомбардировщиками Ту-95МС. Вслед за ними были применены три "Кинжала".

"Киев теряет контроль": Три "Кинжала" уничтожили подземный бункер с офицерами. Стабильного фронта больше нет

Охота за "Миражами" и "Патриотами"

Вообще за годы СВО сложилась примета: если Россия тратила гиперзвуковые "Кинжалы", значит, удар наносился по американским ЗРК Patriot. По предварительным и пока не подтверждённым данным, так было и в этот раз.

Две радиолокационные станции и одна пусковая установка ЗРК Patriot, поставленные из Германии, уничтожены сегодня ночью в процессе разгрузки во время ракетного удара по военному аэродрому в Староконстантинове Хмельницкой области, сообщают профильные ресурсы,

– прокомментировал удар в ночь на понедельник ТГ-канал "Военный обозреватель".

Также не исключено, что под удар попали два из семи переданных ВСУ Германией зенитно-ракетных комплексов средней дальности RIS-T.

 

Местные жители снимают срабатывание над аэродромом Староконстантинов кассетных боеголовок русских крылатых ракет. Источник: ТГ-канал "Военная хроника"

Гипотеза вполне вероятная. Во-первых, потому что аэродром играет ключевую роль в жизни украинских ВВС, поэтому для врага крайне важно прикрыть его зенитными средствами, а для нас не менее важно подловить их в процессе развёртывания. Во-вторых, очень характерен состав ударных средств, которые были применены в ночь: минимальное количество "Гераней", чтобы спровоцировать огонь вражеских зенитных комплексов, гиперзвуковые "Кинжалы" для поражения отдельных элементов комплексов ПВО и крылатые ракеты с кассетными боеголовками для зачистки "по площадям".

А вот удар в ночь на вторник радикально отличался именно применением огромного количества "Гераней" – вероятно, на этом этапе стояла задача добивания объектов, оставшихся без прикрытия ПВО, но помещённых в укрытия, которые не позволяли расправиться с ними кассетами Х-101. Кандидаты на эту роль вполне очевидны: боевые самолёты в железобетонных ангарах (которые в СССР строили в обязательном порядке) и аэродромное оборудование под навесами.

Русские "Кинжалы" могли уничтожить F-16 и Mirage перед взлётом – военэксперт

На самом деле выбивание мест базирования, а также самих самолётов (сейчас это всё больше американские F-16 и французские "Миражи") крайне важно для дальнейшего успешного воздушного наступления на тылы ВСУ. Как показывает практика первых месяцев применения иностранных самолётов, они – довольно эффективное средство перехвата наших БПЛА "Герань". Соответственно, их уничтожение, как и уничтожение инфраструктуры их базирования, крайне важно и для общего успеха наших ударов,

– отмечает военный обозреватель Юрий Подоляка.

Когда же его добьют?

Аэродром Староконстантинов подвергается сосредоточенным ударам с первых суток войны. Три года русская авиация, флот и ракетчики рихтуют порождение советской военной машины и никак добить не могут.

Сегодня ночью наши ракеты опять ушли в Староконстантинов. Надо же, какова живучесть аэродрома, который там расположен, – никак мы его не выведем из игры полностью. Я знаю этот авиагородок, бывал в нём, и друзья там служили. Кто ж предполагал, что он превратится в лучшее гнездо НАТО на Украине,

– задаётся вопросом военкор Александр Сладков.

Царьград попросил прокомментировать ситуацию заслуженного военного лётчика России, генерал-майора в отставке Владимира Попова. Как же это так получается, что годами бьём, а аэродром опять и снова – "гнездо" вражеской авиации и источник угрозы?

Уничтожить военный аэродром обычными средствами поражения практически невозможно. Даже ядерных бомб мощностью в 50–70 килотонн нужно от четырёх до шести. Обычными средствами можно только вывести из строя на некоторое время,

– поясняет собеседник "Первого русского".

Аэродром создавался очень толковыми советскими специалистами как раз с прицелом на то, что он должен будет выдержать множество ударов вражеской авиации. Коллаж: ТГ-канал "Военная хроника"

Попов уточняет, что устойчивость аэродрома связана прежде всего с его размерами, а во-вторых – с теми инженерными решениями, которые применялись при его проектировании и строительстве.

Склады горюче-смазочных материалов располагаются в 500–700 метрах от контрольной точки аэродрома. Склад боеприпасов находится в 3–5 километрах от аэродрома. Обычно делают не один, а два. Трансформаторные подстанции – их может быть две или три, чтобы обеспечить двойное и тройное резервирование электропитания. Сама взлётно-посадочная полоса (ВПП) – 3 километра длиной, 60 или 45 метров шириной. Параллельно ей идёт рулёжная дорожка. Чтобы вывести ВПП из строя, нужно перебить её в начале – примерно в 500 метрах от края, затем в середине сделать одну-две воронки и в конце – так же,

– рассказал генерал-майор, в прошлом командовавший полком бомбардировщиков Су-24.

При этом, по словам эксперта, даже если удастся нанести эти повреждения, аэродром и в этом случае не будет уничтожен: в течение нескольких часов воронки будут засыпаны песчано-гравийной смесью, сверху залиты быстросхватывающимся бетоном, который схватится за восемь часов, а принимать нагрузку от самолётов сможет через 3–5 суток после заливки.

Отдельную проблему представляет уничтожение самолётов, если противник не оставил их под открытым небом, а прячет в правильно построенных железобетонных укрытиях.

У них ворота состоят из двух створок, которые при открытии и закрытии ходят по рельсам. Каждая створка весит до 25–30 тонн. Земляной вал над железобетонным сводом арки в верхней части может достигать толщины в 3–5 метров. Эти укрытия разнесены и могут быть на дистанции в 300–500 метров друг от друга,

– отмечает эксперт.

В результате, чтобы вывести самолёт из строя, в каждое такое укрытие должен попасть бетонобойный боеприпас, пробить земляную насыпь, железобетонные конструкции и поразить летательный аппарат. При этом не факт, что в момент удара самолёт будет находиться в укрытии.

Типовое советское ЖБУ, пример того, как страна должна содержать свою авиацию, если всерьёз готовится к войне. Скриншот: ТГ-канал Aviahub

В сухом остатке

Уничтожение такого объекта, как аэродром Староконстантинов, требует проведения наступательной операции силами воздушной армии. Россия не может сосредоточить на решении одной задачи такие силы, оставив войска без непосредственной поддержки на поле боя. Поэтому мы действуем другим способом: минимум раз или два в месяц наносим массированные удары, уничтожая ценное оборудование, при определённом везении – вражеские самолёты (противник старается выводить их из-под удара, поднимая в воздух и отправляя в воздушное пространство стран – членов НАТО). Отдельным пунктом идёт борьба с вражеской ПВО, которой не позволяют накопиться и стать твёрдым узлом сопротивления. Фактически наша цель состоит не в том, чтобы полностью разрушить объект, а в том, чтобы не позволить врагу полноценно использовать его потенциал, одновременно вынуждая его раз за разом тратить силы и средства на восстановительные работы и закупку ценного оборудования.

Новости партнеров



Читайте также