ШОС: Афганское урегулирование в обход США

Ежегодная встреча секретарей Советов безопасности стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Фото: www.globallookpress.com
В Пекине прошла ежегодная встреча секретарей Советов безопасности стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Центральной проблемой, обозначенной представителями России, Китая, Индии, Пакистана и пяти среднеазиатских республик, была названа афганская

Угроза ИГИЛ

Раздираемая гражданской войной страна Центральной Азии остаётся одной из главных угроз безопасности региональным странам. Вдобавок к противостоянию с могущественным и пользующимся поддержкой части населения «Талибаном» (запрещена в России) легитимность правительства президента Ашрафа Гани оспаривает перекочевавшее из Сирии и Ирака в Афганистан «Исламское государство» (также запрещена в России).

На встрече с коллегами по ШОС секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев отметил, что угроза терроризма для стран-членов организации «исходит, прежде всего, с территории Афганистана». Патрушев дал понять, что афганский конфликт необходимо решать политическими мерами.

Убеждены, что любые односторонние попытки урегулировать ситуацию в Исламской республике силовыми методами в обход норм и принципов международного права способны лишь усугублять положение дел, создавать дополнительные риски для безопасности», 

— сказал Патрушев, намекая на действия США.

Расклад политических сил в Афганистане. Картографические данные Google, 2018

Как сообщал Царьград со ссылкой на российские силовые ведомства, с конца 2017 года лидерам ИГИЛ удалось перебросить из Сирии и Ирака в Афганистан порядка 500 иностранных боевиков. По оценкам разведывательных структур России и Китая, число боевиков ИГИЛ в Афганистане насчитывает до 4000 человек, состоящих в 160-ти ячейках. Главный оплот террористов — провинция Нангархар на афгано-пакистанской границе.

Общие интересы стран ШОС в Афганистане

Интерес в стабилизации ситуации в Афганистане имеют все без исключения страны региона. Китай опасается за свой проект «Новый шёлковый путь», проходящий через Центральную Азию, и возможность активизации ИГИЛ в мусульманском Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР. В рядах ИГИЛ в Ираке и Сирии воевали тысячи уйгуров. Проникновение террористов в среднеазиатские республики, с которыми (кроме Туркменистана) у России «открытые границы» — прямая угроза российской безопасности.

Иран имеет протяжённую 900-километровую границу с Афганистаном, которую также могут пересекать ИГИЛовцы. Здесь же, по обеим сторонам границы, проживает этническое меньшинство белуджей, которые при удобном случае способны создать своё государство (Белуджистан) на территории Ирана, Афганистана и Пакистана. Что касается Индии, то она заинтересована в борьбе против ИГИЛ по тем же причинам, что и Китай.

Во-первых, из-за боязни проникновения террористов в мусульманские индийские штаты. Во-вторых, стабильность в Афганистане необходима для реализации газопровода ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия). 21 мая в Кандагаре, оплоте «Талибана», боевики убили пятерых специалистов, проводивших осмотр мест строительства ТАПИ.

Все вышеперечисленные риски актуальны для Пакистана, имеющего самую протяжённую границу с Афганистаном (2670 км). Вдоль неё живут племена пуштунов, поддержкой у которых пользуются талибы. Кроме угрозы ИГИЛ и сепаратизма белуджей, Исламабад опасается усиления в регионе Индии. При администрации президента Дональда Трампа у США резко ухудшились отношения с Пакистаном, который американцы обвинили в поддержке «Талибана». Вашингтон решил сделать ставку на Индию, активно вовлекая её в афганское урегулирование.

Эксперт: ШОС надо по-новому выстраивать отношения с «Талибаном»

Президент Общества дружбы и делового сотрудничества с арабскими странами и бывший дипломат Вячеслав Матузов уверен, что у стран ШОС есть общая заинтересованность в борьбе с террористами из ИГИЛ, вынуждающая их выработать общие позиции и стратегию. Он отметил, что основной дилеммой в решении афганской проблемы станет отношение ШОС к «Талибану» — врагу ИГИЛ.

Все стоят перед выбором, как выстраивать отношения с "Талибаном", который подвергается жёсткому давлению со стороны игиловцев. И там разгорается внутреннее противостояние. В этой ситуации странам ШОС надо по-новому выстраивать отношения с "Талибаном", рассматривать её как организацию, не имеющую экспансионистских планов, планов экспорта революции за пределы Афганистана. Здесь есть общая заинтересованность (стран ШОС), и обсуждать этот вопрос надо, надо вырабатывать общую стратегию», —

прокомментировал ситуацию Матузов в беседе с Царьградом.

Опыт Сирии для Афганистана?

Объединение усилий региональных стран, несмотря на наличие соперничества (Китая и Пакистана против Индии), важно для того, чтобы предотвратить односторонние и дестабилизирующие действия США, которые считают, что решить конфликт можно, сбрасывая «мать всех бомб». За последние годы ШОС расширила свой состав.

В июне 2017 года полноправными членами организации, основная задача которой — борьба с терроризмом, стали Индия и Пакистан. На участие в ШОС претендуют Иран, имеющий статус наблюдателя, Египет, Ирак, Израиль, Турция (партнёр по диалогу) и ряд других стран.

На сегодняшнем обсуждении Николай Патрушев подверг жёсткой критике действия США и их союзников, которые «усиливают своё военно-политическое, экономическое и информационное давление на новые центры силы». С учётом этого растёт значение Шанхайской организации сотрудничества «в формировании полицентричного мироустройства», подчеркнул секретарь Совета безопасности России.

Секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев. Фото: Артем Иванов/ТАСС 

В перспективе ШОС может стать такой же политической площадкой для Афганистана, какой сегодня является Астана для Сирии. И там, и там в процесс вовлечены, на первый взгляд, непримиримые исторические соперники. В Сирии до начала астанинского процесса Иран и Россия противостояли проамериканской линии Турции, поддерживающей сирийскую оппозицию. В Афганистане стимулируемое США влияние Индии сдерживает альянс Пакистана и Китая. Однако осознание общности интересов, как экономических, так и в области безопасности, могут привести к ситуативному альянсу, который даст отпор силам, препятствующим стабилизации Афганистана.

Новости партнеров



Читайте также