Срочные новости. В Одессе бунт, дороги перекрыты, в городе хаос. Русские ракеты добавили жару
Обычная такая эскалация
К концу года Одесса и её порты стали эпицентром военных сводок. Серии наших ударов один за другим, день за днём обрушивались на портовую инфраструктуру, суда, склады. Наступление зимы в Чёрном море оказалось настолько горячим, что не вытерпела Турция.
Когда у турецкого побережья в зоне активного судоходства были атакованы танкеры Kairos и Virat, президент Турции Эрдоган заявил о недопустимости атак на коммерческие суда и об угрозе безопасности морской торговли в регионе. Турецкий МИД назвал происходящее крайне опасным для всего черноморского судоходства.
Однако Киев как будто не услышал. 10 декабря ВСУ сообщили об атаке морскими дронами по танкеру Dashan, который относят к "теневому флоту" России, перевозящему нефть в обход западных санкций. Подбитое беспилотниками судно получило серьёзные повреждения и утратило ход.
Москва не замедлила с ответом. Почти сразу после этого последовали удары по портовой инфраструктуре Одесской области. В ночь с 12 на 13 декабря были атакованы объекты в районе Одессы и порта Черноморск. В результате попаданий возникли пожары на складских и припортовых объектах, были повреждены несколько судов, находившихся в порту.
Удары обрушились и по энергетическим объектам, обеспечивающим работу портов. Украинские власти сообщили о перебоях с электроснабжением и временной остановке перевозок. Западные СМИ назвали эту атаку по Одессе одной из крупнейших за всё время конфликта – ракеты и беспилотники применялись ВКС России в несколько волн, совершенно истощивших украинскую ПВО, благодаря чему удары по целям наносились беспрепятственно и беспощадно.
Москва публично объяснила удары по портовой инфраструктуре ответом на действия Киева на море. Владимир Путин предупредил жёстко: атаки по судам, связанным с нашими интересами, приведут к ответным шагам:
Мы расширим номенклатуру таких ударов наших по портовым сооружениям и по кораблям, по судам, которые заходят в украинские порты.
Очень скоро это предупреждение стало реальностью.
Ситуация раскачалась так, что вышла за рамки двустороннего конфликта и затронула всех окружающих. Дошло до того, что Владимир Путин и Реджеп Эрдоган встретились в Ашхабаде, где турецкий президент срочно запросил введение моратория на удары по портовой и энергетической инфраструктуре в рамках конфликта на Украине.
По данным источников, спешной поездке президента Турции на беседу с Путиным в Туркмению предшествовал ультиматум Зеленского: если вы не договоритесь о прекращении атак на нашу портовую инфраструктуру, мы продолжим бить по русским судам вблизи ваших морских границ. Фактически был шантаж. И он провалился.
Бьют не по Одессе – а по её функции
В последние дни удары России по Одессе вошли в режим непрерывного давления. Главная цель – портовая логистика. Под удар попадают причалы, краны, складские зоны, зерновые терминалы, подъездные пути. Бьют по тому, от чего зависит работа порта как системы, обеспечивающей экспорт, транзит и морские поставки, а не просто по инфраструктуре города. То, что пытаются восстановить, добивается повторно и беспощадно, в ноль, до земли. Тем самым исключается быстрый запуск портовой деятельности даже в ограниченном режиме.
Второй контур давления – энергетика. Удары по энергосистеме Одессы и области регулярно приводят к масштабным отключениям. Во многих районах света нет уже несколько дней. Без стабильного электроснабжения и порт не может работать даже при частично уцелевшей инфраструктуре.
В результате Одесса лишается своей ключевой роли для Киева – экспортного и транзитного хаба.
Одесса не будет украинской
В начале декабря Владимир Путин пригрозил перекрыть Украине доступ к морю в ответ на атаки беспилотников на танкеры, заявив:
Самый радикальный способ – это отрезать Украину от моря, тогда и невозможно будет заниматься пиратством в целом в принципе.
Если проанализировать ситуацию, другого решения конфликта не может быть просто в принципе.
Полковник армии США в отставке Дуглас Макгрегор прямо говорит, что Россия в итоге войдёт в Одессу, и рассматривает это как логичное завершение кампании на юге:
Я вижу этот финал очень прямолинейным. Всё просто разваливается. Русские будут наступать. В Одессу они точно войдут.
Скриншот: соцсети
Схожие оценки даёт и Скотт Риттер. Американский военный эксперт, бывший морпех-разведчик указывает, что без Одессы Украина потеряет ключевое геополитическое преимущество и превратится в сухопутное государство с резко ограниченными возможностями. У Москвы для этого есть прямая насущная необходимость – Крым, поясняет Риттер:
Они угрожают безопасности Крыма. Россия не позволит Украине контролировать этот город.
В американских комментариях Одесса всё чаще фигурирует как узел, от которого зависит архитектура послевоенного Чёрного моря. Отсюда вырисовываются два базовых сценария.
Первый – военный штурм или принуждение к оставлению города через создание угрозы окружения, как это уже не раз происходило в истории. Военкор, боец Одесской дружины Сергей Воробьёв поделился с Царьградом мнением о том, что освобождение Одессы будет проходить примерно по тому же сценарию, что и в Великую Отечественную войну:
Когда было освобождено Запорожье, враг бежал из Николаева, опасаясь окружения, открыв дорогу на Одессу. И даже при этом операция была крайне сложной, с ложной высадкой десанта и множеством отвлекающих манёвров и с использованием знаменитых катакомб.
Одесса уже сейчас, когда наша армия далеко, представляет собой один сплошной укрепрайон, отмечает Воробьёв.
Город оцеплен постами, секретами и патрулями, которые стреляют во всё, что движется. Со стороны моря всё заминировано, из-за чего там постоянно подрываются мирные граждане. В город постоянно стаскивают все новые системы ПВО, в том числе Patriot. Даже в ущерб безопасности других областей. Всё это нам говорит о важности этого региона для врага и готовности удерживать его любой ценой.
Доктор политических наук, первый министр госбезопасности ДНР Андрей Пинчук напомнил, что о необходимости взятия Одессы в рамках плана двигаться на Приднестровье он говорил ещё с 2022 года. И даже писал об этом в своей книге:
В 2022-м году возник определённый идеологический кризис, связанный с вопросом стратегического целеполагания СВО. С одной стороны, звучали призывы, что нужно опять двигаться через Белоруссию, через Чернобыль к Киеву. С другой стороны, наиболее популярной на тот момент концепцией была идея о том, что нужно двигаться в сторону Днепра, выстроить линию обороны и зону контроля России над так называемой левобережной Украиной. Я первым предложил в своей книге "Клаузевиц и пустота" идею движения через Николаев в сторону Одессы до Приднестровья, как главную стратегическую цель текущего этапа специальной военной операции. Считаю, что целью России, помимо ностальгических для меня и очевидных аргументов движения в сторону родного мне Приднестровья, существует и геополитический контур этой истории: Украина теряет свои привлекательные геополитические преимущества в случае отрезания её от Черноморского побережья и превращения в сухопутную державу.
Что касается нанесения ударов по Одессе как подготовительного этапа некой военной операции, Пинчук считает это пока спорным:
Разрушение этой инфраструктуры является условием для того, чтобы выйти на некий паритет либо на давление, в том числе со стороны иностранных владельцев ресурсов, на Украину, чтобы она прекратила удары по "теневому флоту". Это более реальное обоснование. Просто по той простой причине, что для того, чтобы проводить операцию в отношении Одессы, необходимо существенно большее территориальное продвижение, хотя бы со стороны Очакова, и соответствующий контроль плацдарма в районе Очакова. Но для этого предварительно нужна другая большая операция.
Поэтому эксперты рассматривают и второй сценарий – дипломатико-экономический. Он строится на давлении не столько на Киев, сколько на его внешних партнёров через интересы черноморской торговли. Именно здесь возникает модель особого статуса Одессы, о которой говорит Пинчук. Речь идёт о формате порто-франко.
Это особый экономический статус открытого порта, который когда-то Одесса имела. Если возникнет возможность решить какую-то часть задач дипломатическими путями, то вполне правомерно ставить вопрос об особом статусе Одессы. Уверяю, одесситы будут ликовать.
Пинчук указывает, что такой режим может быть выгоден сразу нескольким сторонам. Для России – это вопрос безопасности Чёрного моря и устранения военной угрозы с южного направления. Для Турции – стабильное судоходство и снижение рисков для торговли. Для Европы – пример автономного экономического и муниципального режима, укладывающегося в её собственные правовые рамки. Для жителей города – это шанс на восстановление экономики и возвращение к нормальной жизни.
Однако есть и другой сценарий.
Просто вернуться домой.
Ключи от Чёрного моря
Сейчас в Одессе ширятся стихийные протесты из-за затяжного блэкаута: жители, сидящие без света, тепла и воды уже более чем неделю, взбунтовались и вышли на улицы, перекрыв ключевые транспортные артерии. Ситуация в городе сваливается в хаос: неработающие светофоры провоцируют дорожные заторы, гнев одесситов выливается в открытые столкновения и драки. Люди доведены до отчаяния отсутствием базовых коммунальных услуг в зимний период и отсутствием ответа на вопрос, когда их восстановят.
На фоне гуманитарной катастрофы обостряется политическая и военная повестка. Владимир Зеленский признаёт нехватку ресурсов для продолжения боев, в то время как политические эксперты обсуждают риски внутренних переворотов и усиление позиций оппозиционных лидеров. Одновременно с этим в западных и российских СМИ всё чаще звучат прогнозы о возможном переходе Одессы под контроль России в случае дальнейшего развала обороны ВСУ.
Похоже, что царящий в городе бардак и бунты приближают момент, когда Одесса может отойти к России. В текущей ситуации город выглядит как самый жирный "бонус" всей СВО. По сути, это ключ к Чёрному морю: кто контролирует Одессу, тот и хозяин всего Черноморского региона. Для России это будет не просто успех, а главный приз, который окончательно закроет вопрос о том, кто на юге главный.
Что с того
Одесса – центральный вопрос всей СВО. Не только военный, но и символический. Именно здесь конфликт между Россией и Украиной вошёл в необратимую фазу 2 мая 2014 года, когда стало окончательно ясно: действующий политический режим Украины не предполагает ни компромисса, ни примирения и поэтому должен быть уничтожен.
Здесь сошлись кровь, память, геополитика и контроль над Чёрным морем. Потому город и удерживается любой ценой: насыщение ПВО, тотальная милитаризация, мины, патрули, жёсткий контроль за населением.
И сегодня есть все основания полагать, что Одесса наконец вернётся домой – в Россию.