Стремление Эфиопии получить выход к Красному морю усилило напряжённость на Африканском Роге
По словам Мохамуда, принятие нормативного акта является иллюстрацией приверженности Сомали защите её единства, суверенитета и территориальной целостности в соответствии с международным правом. До этого власти страны назвали подписанный документ актом "агрессии" и нарушением её суверенитета и обратилась за международной поддержкой.
Соглашение усилило напряжённость на Африканском Роге. Африканский союз, Соединённые Штаты, Европейский союз и Лига арабских государств призвали к спокойствию и уважению суверенитета Сомали. Поддержку стране выразил Египет. А Турция осудила сделку между Эфиопией и Сомалилендом как нарушение суверенитета Сомали.
В меморандуме о взаимопонимании, подписанном в Аддис-Абебе 1 января, говорится о предоставлении Эфиопии права доступа к ряду объектов в Аденском заливе. Выход к ним будет осуществляться через коридор, арендованный у Сомалиленда в обмен на долю в флагманском авиаперевозчике Эфиопии - Эфиопских авиалиниях, а сами они могут использоваться в качестве военной базы и в коммерческих целях в течение 50 лет. Сомалиленд также ожидает, что Эфиопия признает его независимым государством - хотя в меморандуме об этом и не говорится. Подписавшие меморандум стороны намерены заключить полноценное соглашение в 2024 году.
При том, что Эфиопия собирается получить доступ к Красному морю в сепаратистском северо-западном регионе, над которым Сомали не имеет реальной власти, Могадишо пообещал решительно противостоять соглашению любыми законными средствами. Эфиопия, вторая по численности населения страна в Африке и одна из крупнейших стран мира, не имеющих выхода к морю, была отрезана от побережья после того, как Эритрея отделилась и провозгласила независимость в 1993 году после трёхдесятилетней войны. Аддис-Абеба сохраняла доступ к порту в Эритрее до тех пор, пока две страны не вступили в войну в 1998-2000 годах, и с тех пор Эфиопия направляет большую часть своей торговли через Джибути.
По мнению директора Института Африканского Рога Хассана Канненье, дипломатический кризис между Сомали и Эфиопией не приведёт к войне между двумя странами, поскольку у Могадишо нет возможности противостоять Аддис-Абебе в военном плане.
- считает эксперт, которого цитирует ТАСС.
В то же время дипломатический конфликт подорвёт перспективы примирения, начатого между Сомали и Сомалилендом, подчеркнул Канненье. Интересно, что меморандум был подписан всего через несколько дней после того, как Могадишо согласился возобновить переговоры с властями непризнанной территории.
Председатель правления Стратегического агентства по развитию отношений со странами Африки Любовь Демидова соглашается, что эскалация невыгодна ни для одной из сторон. По её словам, пока что Эфиопия не готова отступить от своего желания занять порт Бербера в Сомалиленде, ведь Аддис-Абебе нужен удобный и сравнительно дешёвый выход к морю любой ценой. В то время как Сомали не готова дать на это разрешение, а президент Сомалиленда Муса Бихи Абди подчёркивает, что договаривается исключительно о сдаче части территории в аренду:
Одновременно идёт раскол в руководстве непризнанной территории. Так, министр обороны Сомалиленда Мохамуд Атейи заявил, что уходит в отставку "из-за незаконного соглашения с Эфиопией". Он выразил обеспокоенность тем, что намерения Эфиопии выходят за рамки доступа к морю, обвинив её во вторжении на территорию Сомалиленда. Атейи раскритиковал президента Мусу Бихи Абди за то, что тот не проконсультировался со своими министрами перед подписанием меморандума с Эфиопией, и заявил, что они узнали об этом из средств массовой информации.
- указывает Любовь Демидова.
Конечно, хотелось бы, чтобы всё решилось мирным путём с соблюдением интересов всех сторон процесса, но как именно будут развиваться события, зависит от многих факторов. Стоит учитывать, что с 1 января 2024 года и Эфиопия и осудивший её договорённость с Сомалилендом Египет стали членами БРИКС, а, к примеру, президент Сомали 8 января вылетел в Эритрею для проведения переговоров.
- резюмирует собеседница Царьграда.