"Терзать и трясти" не получается: действия самарского УФАС носят признаки слабохарактерности

Фото: © Nikolay Gyngazov/Globallookpress
В одном из своих выступлений президент России Владимир Путин призвал "терзать и трясти" чиновников. Это высказывание справедливо как по отношению к простым людям, так и к бизнесу, который глава государства призвал не "кошмарить", а помогать. И здесь в первых рядах должна была бы быть такая серьёзная структура, как антимонопольная служба. Однако, скорость реакции УФАС Самарской области зачастую вызывает сожаление. "Царьград Самара" сделал ретроспективу проблемных зон.

Жалобы на проведение конкурсных процедур, на которых должны выбирать лучших подрядчиков, предлагающих оптимальное соотношение цены и качества, сыпятся на самарское управление ФАС с завидной регулярностью. Корреспондент "Царьград Самара" Алёна Воронцова разбиралась, в каких сферах экономики ситуация наиболее печальная.

Программное обеспечение и сервисное оборудование

В Самарской области одним из крупнейших подрядчиков программного обеспечения выступает ООО "Открытый код". Учредитель Олег Сурнин не скрывает, что находится в доверительных отношениях с руководством "Жигулевской долины" и профильных структур правительства региона. Абсолютное большинство конкурсов на разработку программного обеспечения проходит без всякой конкуренции, а конкурсная документация выполняется под данного подрядчика.

Такая же история происходит с крупнейшим поставщиком серверного оборудования аффилированы с экс-руководителем ДИТИС Станиславом Казариным. Он был уличен УФАС в картельном сговоре, но поставки продолжаются, как и раньше, через подконтрольное ГБУ Самарской области "Безопасный регион".

Так, в феврале 2020 года УФАС по Самарской области раскрыло информацию о картеле. В поле зрения антимонопольной службы попали "НетЛайн" и ДЭТ, чья аффилированность была однозначно установлена через ООО "УК Сити-Сервис". Тогда постоянных участников торгов по линии ДИТИС обвинили в сговоре при поставке компьютерной техники для нужд подведомственных департаменту учреждений и при предоставлении им услуг по ремонту и техобслуживанию. Поводом к возбуждению административных дел послужили материалы, поступившие из Счетной палаты Самарской области, в которых было прямо указано на то, что при участии в шести аукционах ДЭТ и "НетЛайн" заключили антиконкурентное соглашение.

Жилищное строительство

Один из показательных примеров выявленного картельного сговора стало строительство школы и детского сада в известном микрорайоне Самары. УФАС Самарской области занялся этим делом уже после того, как контракт на 1,2 млрд рублей был заключен. Застройщик применил следующую схему: проектно-сметную документацию на объекты разрабатывало ООО "Р-Проект" по заказу ЗАО "ППСО" АО "Авиакор". Аукционы на строительство школ выиграло ЗАО "ППСО" АО "Авиакор", на строительство детского сада – АО "СЗ Кошелев Проект Самара". Спустя некоторое время УФАС наконец-то увидело, что соглашение между данными компаниями и управлением градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Волжского района является антиконкурентным.

Собственно, по этой же схеме действовали и компании, аффилированные к ГК "Древо" – "Горизонт" и ООО "Юг-1". Контракты на строительство поликлиники были заключены под конкретные условия, причем с минимальным снижением цены, вместо 313,2 миллиона – 311,7 миллиона рублей.

В момент разбирательства сын главы ГК "Древо", Евгений Чудаев, возглавлял министерство строительства Самарской области. Чиновники делали вид, что конфликта интересов нет, но всё же 33-летнему министру пришлось покинуть свой пост, по собственному желанию. Но ситуация в строительстве продолжает оставаться напряженной, активисты ОНФ продолжают работу по выявлению картельных сговоров. Будет ли вовремя реагировать УФАС, до нанесения ущерба бюджету – покажет время.

Дорожное строительство и обслуживание дорог

Доминирующую роль на рынке обслуживания дорог Самары и области играют АСАДО, МП "Благоустройство", а также "Кедр-1".

"Кедр-1" вместе с "ПСК" стал фигурантом уголовного дела о "золотом снеге". Многомиллионные убытки бюджета, которые пошли на якобы уборку снега в Самаре, обнаружили следователи. В мае 2022 года неустановленным лицам "Кедр-1" и директору "ПСК" было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Директору МП "Благоустройство" также предъявлен обвинение в хищении 30 миллионов рублей на уборке снега. Но что стоило проверить контракты, заключенные с этими фирмами до того, как они нанесли ущерб бюджету? И этим, в том числе, должно заниматься ФАС.

Ключевым подрядчиком минтранса, как видно по итогам конкурсов, является группа компаний депутата Самарской губернской думы Андрея Мурзова – "Самаратрансстрой". Стоит так же отметить, что на протяжении более 10 лет подряды получает группа компаний экс-депутата Государственной думы Евгения Серпера, которая за это время качественно не выполнила ни одного подряда, фигурировала в многочисленных уголовных (включая антикартельные) делах и скандалах, однако продолжает оставаться одним из крупнейших региональных подрядчиков.

В качестве еще одного примера – ФАС России, после обращения депутата Государственной Думы Александра Хинштейна, отменил результаты аукциона на нанесение дорожной разметки в Самаре стоимостью почти 2 миллиарда рублей. Напомним, многомиллиардный контракт получила компания "Самаратрансстрой", которая негласно считается близкой к министру транспорта и автомобильных дорог Самарской области Ивану Пивкину.

Миссия самарского УФАС

Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Исходя из этого, усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти. Существует национальный план развития конкуренции, а президент России Владимир Путин ещё в 2019 году поручил ФАС России поручил разобраться со спланированными аукционами. Однако, как показывает практика, данная миссия в самарской области региональным УФАС провалено от начала и до конца.

Самые частые нарушения – какие они?

Частенько заказчик прямо указывает в тексте технической документации на конкретное наименование продукции или товар одного производителя, которая ему необходима, тем самым формируя условия закупки под конкретного поставщика. Не брезгуют заказчики и "укрупнение" лотов, необоснованно включая в один заказ сразу несколько, несвязанных между собой, товаров, работ и услуг. Таким образом отрезают от участия в конкурсе участников, которые не в силах поставить сразу все предметы закупки. Например, в сфере строительства нередко загоняют в один лот как строительство здания, так и его отделку. Так же заказчики иногда специально пропускаются сроки размещения сведений о закупке и сведений об изменении ее статуса, что влияет на информированность участников закупки. Такова специфика серых схем – либо закон напрямую нарушается, либо его просто пытаются обойти.

Что в итоге?

По непонятной причине, антимонопольный орган привык игнорировать материалы СМИ, в которых указываются конкретные факты картельных сговоров, а также на бенефициаров и лоббистов бизнес-структур. То есть, при сложившихся отношениях чиновников и прессы, они могут позволить себе не иметь вообще никакой публичной позиции, которая бы объясняла полное отсутствие логики (с точки зрения общественных и государственных интересов) и грубейшие нарушения антикартельного законодательства.

Так же на регулярной основе игнорируется статистика, которая однозначно указывает на доминирующую практику централизованного распределения заказчиками крупных лотов между узким кругом подрядчиков и минимальное участие в конкурсах подрядчиков из других регионов. Ничем иным объяснить то, что большинство крупных конкурсов проходит с одним участником невозможно.

Можно сделать предположение, что ранее широко использовалась практика розыгрыша между аффилированными структурами. После того как устоялась методика доказывания аффилированности и ряда крупных антикартельных уголовных дел, было принято решение сделать схему максимально примитивной — укрупнять лоты, что отсекает несистемных и относительно мелких участников, а между оставшимися делить годовой бюджет.

Демонстративно подорвала авторитет ФАС та же ситуация с "Самаратрансстрой". Региональный минтранс неоднократно доказал и продолжает доказывать свою возможность и интерес передачи бюджетных средств аффилированному подрядчику, открыто игнорируя любые приличия. Так же свою лепту внесло и отсутствие рекламы закупок, сокрытие информации о подготовке конкурсов и иные уловки, направленные на сокращение количества сторонних участников.

Что бы исправить ситуацию – необходима комплексная работа и жесткий контроль со стороны антимонопольного органа. Только качественная и профессиональная работа УФАС сможет отодвинуть серые схемы, сделав госзакупки прозрачными настолько, насколько это возможно. А пока этого не будет, подконтрольные чиновникам компании так и будут получать "миллиарды из бюджета на дорожную разметку".

Новости партнеров



Читайте также