Тунеядцы против Лукашенко
В Республике Беларусь прошли акции протеста сторонников оппозиции. Официальным поводом для них стал подписанный президентом страны Александром Лукашенко ещё 2 апреля 2015 года Декрет №3 "О предупреждении социального иждивенчества".
Налог на тунеядство
В соответствии с данным законодательным актом, неработающие трудоспособные граждане Республики Беларусь и постоянно проживающие в стране иностранцы, не участвующие в государственном финансировании более полугода, должны платить специальный налог, сумма которого в 2016 году составила 420 белорусских рублей (13000 российских рублей).
"Основная его цель - привлечь к солидарному финансированию социальных расходов тех лиц, которые не платят налогов с трудовой деятельности, - отмечает белорусский политический аналитик Михаил Малаш. - Основной целевой аудиторией декрета являются лица, получающие нелегальные доходы. Документ содержит довольно обширный перечень социальных категорий граждан, освобождаемых от его уплаты. 12 января нынешнего года в него были внесены изменения, ещё более расширяющие этот перечень".
20 февраля 2017 года истекает срок уплаты данного налога, после чего неплательщики могут быть привлечены к административной ответственности. Отмечается, что "письма счастья" из налоговой по всей стране получили примерно 470 тысяч человек.
Марши "рассерженных белорусов"
В минувшую пятницу, 17 февраля, первая акция протеста с требованием отмены налога на тунеядство состоялась на Октябрьской площади республиканской столицы. Её организатором выступила прозападная оппозиция в лице так называемого Белорусского национального конгресса, которая окрестила саму антиправительственную акцию "маршем рассерженных белорусов". В мероприятии приняли участие около 2500 человек. Один из организаторов марша, экс-кандидат в президенты Беларуси Николай Статкевич заявил о пришедших на площадь 7000 человек.
По итогам митинга была принята резолюция, в которой власти фактически предъявлен ультиматум с требованием в течение месяца отменить Декрет №3, а также "вернуть народу свободные справедливые выборы". Если власть не выполнит эти требования, то оппозиционеры обещают более масштабные протестные акции, целью которых станет отставка президента Лукашенко.
Примечательно, что символом "марша рассерженных белорусов" стал сжатый кулак. Данный логотип активно использовался во всех "цветных революциях", как Ближнего Востока, так и постсоветского пространства, и стал одним из самых узнаваемых майданных символов.
По словам Михаила Малаша, так называемый марш рассерженных белорусов стал самой крупной антиправительственной акцией протеста в Республике Беларусь с момента неудачной попытки белорусского майдана в декабре 2010 года. Вместе с тем для почти двухмиллионного Минска протест 2000-2500 человек - это капля в море. Однако 19 февраля акции с требованием отмены налога на тунеядство прокатились по всем областным центрам Белоруссии. При этом самая масштабная состоялась в Гомеле. Около 1500-2000 человек прошли по центру города, скандируя лозунги: "Я не тунеядец!", "Нет Декрету№3" и "Лукашенко, уходи!". Небольшие по численности акции также прошли в Могилёве, Витебске, Гродно и Бресте, где собрались по 100-200 человек.
“В белорусском государстве, как и во всех других, существует протестная категория населения. Она составляет от 6 до 9%. Президент называет этих людей “наше меньшинство”. Оно крайне нелояльно власти", - подчеркивает Малаш.
Эксперт отметил, что в соответствии с декретом "О предупреждении социального иждивенчества", под налогообложение попала категория граждан, перебивающаяся, как правило, эпизодическими, но довольно крупными заработками. В особенности, это касается оказания различных услуг с выездом к клиенту, в том числе ремонтно-строительных работ, которые зачастую осуществляются вообще за границей.
“Это не слишком многочисленная, но ощутимая категория граждан, которые в отличие от большинства белорусов привыкли получать доходы не стабильные небольшие, а эпизодические негарантированные, но довольно крупные. По сути, это азартные игроки, ориентированные на большие шальные деньги. Таков социально-экономический облик “нашего меньшинства”", - добавил политический аналитик.
Оппозиция против социальной справедливости
По мнению Малаша, показательно, что представители оппозиции выступают не за снижение налога и не за расширение перечня лиц, освобождаемых от его уплаты, а за отмену его как такового, то есть за социальное иждивенчество.
“В основе белорусской государственной идеологии, пусть даже сырой и не структурированной, лежит идея социальной справедливости, которая, к сожалению, пока ещё не сформулирована чётко и ясно в национальную идею. Это, по сути, белорусское понимание общерусской идеи справедливости. Белорусская модель социально-экономического развития является реализацией этой идеи в базовой имущественной форме. Выражается это в том, что средства производства советского происхождения и природные ресурсы принадлежат не кучке олигархов, а народу в лице государства. Таким образом, конфликт протестного меньшинства и власти - это, по сути, конфликт бытового иждивенческого потребительства и идеи справедливости. Русский человек, и белорус в том числе, мечтает о правде и справедливости. Эти же мечтают о противоположном. Они мечтают занять в жизни то место, которого не заслуживают. Именно поэтому, они выступают категорически против идеологии справедливости в принципе. Строго говоря, “наше меньшинство” не является частью белорусского народа, поскольку не разделяет общих с ним ценностей. Это часть населения, а не народа", - заявил Малаш в интервью телеканалу Царьград.
Эксперт акцентировал внимание на том, что белорусской оппозиции, которую президент Лукашенко называет не иначе, как пятой колонной, за более чем четверть века своего существования так и не удалось оформить бытовой протест "нашего меньшинства" в политическую форму. Как следствие, все оппозиционные партии и движения находятся на обочине общественной жизни, а выделенные им Западом деньги на раскачивание политической ситуации в Белоруссии пропали зря.
Здесь достаточно вспомнить уже упоминавшиеся события декабря 2010 года, когда на состоявшихся в стране президентских выборах конкуренцию Лукашенко составляли сразу девять кандидатов от оппозиции, которые в общей сумме не смогли набрать и 13% голосов. Однако после оглашения итогов голосования, в ходе которого за Лукашенко отдали свои голоса почти 80% белорусов, семь из девяти оппозиционных аутсайдеров, в том числе уже упомянутые нами Некляев и Статкевич, приняли активное участие в массовых протестных акциях, кульминацией которых стал штурм Дома правительства. Однако силам правопорядка удалось довольно быстро разогнать протестующих. Зачинщики белорусского майдана были арестованы и получили реальные тюремные сроки (впоследствии, правда, они были помилованы и отпущены на свободу).
Политический эксперт из Беларуси Петр Петровский полагает, что действующие организаторы протестных акций используют их в сугубо личных целях, пытаясь вновь нажить существенно истраченный политический капитал.
“Организаторы акций протеста никогда не были сторонниками социально ориентированной экономики, а прославились либеральными, даже либертарианскими взглядами на ведение хозяйства, и являются политическими авантюристами и провокаторами, желающими увеличить свой капитал перед спонсорами не за счет решения проблемы экономической рецессии и Декрета №3, а за счет радикализации протестов и противоправных действий", - пояснил Петровский на своей странице в соцсети Facebook.
“Пятая колонна так и не стала политическим игроком и осталась на маргинальной обочине общественной жизни. По этой причине оппозиция - это условное её название. Таковой она по большему счёту не является. Это основная причина, почему власть не реагирует сколь-нибудь серьёзно на этот протест. Он не представляет для неё никакой угрозы. Оппозиция пригласила людей на акцию, но использовать в политических целях протест не может. Власть прекрасно это знает. Если власть пойдёт на уступки, то лишь покажет свою слабость, но ни один из протестующих не станет лояльнее к ней из-за этого. Поэтому государство, видимо, ограничится ещё большим расширением перечня льгот, возможно, уменьшит размер налога", - заключил Михаил Малаш.