В каждой третьей детской больнице нет канализации. Но на цифровизацию уходят миллиарды
Именно цифровизация в наше время стала самой настоящей золотой жилой для разного рода распилов и криминальных коррупционных схем. По разным экспертным оценкам, криминальная составляющая может достигать 70% от общего объёма бюджета. При абсолютной непрозрачности в отрасль постоянно идут огромные бюджетные вливания.
"Существует несколько причин высокой степени злоупотреблений в IT-сфере. Во-первых, непрозрачность самой сферы. Непонятно, что ты заказываешь, как ты заказываешь, для чего ты заказываешь. Нет единого реестра до сих пор всего программного обеспечения государственных органов. Второе: уже сложились с 90-х годов компании так называемые, которые поставляли компьютеры, потом стали делать софт и фактически захватили рынок. Хотя их называют «большая десятка», на самом деле они работают на фоне сговора. Со стороны правоохранителей крайне сложно контролировать подобные процессы и расследовать уголовные дела о хищениях в этой сфере, поскольку понятия «специалист», «аудитор» фактически отсутствуют. И неясно вообще, кто, что и как отвечает. Это как история с нашим смартфоном, когда непонятно, что это такое, или с нашими техническими «новинками», которые производятся в Китае, а лишь собираются в России. Поэтому доказательная база крайне сложная, процесс крайне сложный. Этим пользуются", – рассказал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
И что примечательно, под прикрытием технического прогресса, цифровизации, внедрения искусственного интеллекта идёт банальный распил бюджетных средств. Доказать факт воровства сложно, прозрачности – ноль, а откат может составлять десятки процентов выделенного бюджета. Хотя и в этой сфере встречаются более чем наглые персонажи.
Я просто вижу – сейчас будет большой распил денег. Опять какое-нибудь очередное… вот было "Роснано". Что оно ни сделает – всё потом обанкротилось, деньги потеряли. Все заводы чипов, микрочипов – что ни построили, всё обанкротилось. Так и здесь будет "Рос-ИИ", "Рос – Искусственный интеллект". Получат 20 триллионов рублей, положат на счёт, и за счёт депозита будут отлично жить. Как сказал Чубайс: денег у нас много, можем себе позволить погулять. До свидания, товарищ Чубайс,
– говорит предприниматель Андрей Ковалёв.
Отдельная тема – цифровизация министерств, ведомств, госбанков, госкорпораций, госкомпаний. Здесь широчайший спектр криминальных схем, которые реализуют мошенники, которых за откаты "крышуют" чиновники. Приведу конкретный пример. В прошлом году по подозрению в получении взятки был задержан зампредседателя правления Пенсионного фонда России Алексей Иванов. На своём посту он курировал развитие IT-инфраструктуры и информатизацию фонда. Уголовное дело было возбуждено по факту взятки и связано с контрактами на поставку оборудования.
"На текущий момент мы говорим о том, что только за последнее время была череда громких скандалов, связанных с информационными системами и федеральными органами власти. В частности, громкая история про государственную информационную систему в Министерстве энергетики, где несколько высокопоставленных чиновников, в том числе на уровне заместителя министра Тихонова, были взяты под стражу по обвинению именно в коррупции, связанной с разработкой государственной информационной системы ТЭК. Уголовное дело сейчас расследуется по материалам, выявленным, собственно, правоохранительными органами в рамках реализации проекта по созданию информационной системы Росприроднадзора. Именно речь шла об информационной системе или базе, касающейся твёрдых коммунальных отходов. И, наверное, громкая история, которая тоже частично касается блока IT, – это в Минпромторге, там тоже было большое количество чиновников на уровне начальников департаментов арестовано.
О чём это говорит? Это говорит о системных проблемах. О том, что у нас практически нет аудита информационной системы, о необходимости ведения таких информационных систем и единого центра координации их разработки. Разумеется, каждый орган власти представляет по-своему создание этих информационных систем, и часто речь идёт при реализации таких проектов о сотнях миллионов рублей. Иногда до миллиарда доходят суммы. Велик соблазн в техническом задании прописать некоторые вещи, которые не совсем нужны", – говорит замдиректора Центра антикоррупционных исследований Илья Шуманов.
Технический прогресс не остановить. Нравится нам это или нет, но мы уже находимся в цифровом концлагере. Ещё до недавнего времени самыми коррумпированными были сферы ЖКХ, дорожного и жилищного строительства. Теперь пальма первенства за цифровизацией. Сюда вливают миллиарды, которые исчезают в чёрной дыре криминальных схем. И это в ситуации, когда, по данным аудиторов Счётной палаты, в каждой третьей детской больнице России нет элементарной канализации и водопровода.