"Вагнера", ваш выход: Путин согласился на план США по Украине. Потому что у него есть свой план по Венесуэле
Москва открыта, но США мечутся
Россия продолжает попытки утихомирить гегемона, идя навстречу пожеланиям Белого дома по остановке конфликта на Украине. Это в очередной раз подтвердил глава МИД России Сергей Лавров в интервью YouTube-каналу "Ультраханг":
Президент России Владимир Путин [на Аляске] подробно повторил каждый элемент концепции, привезённой [спецпосланником президента США Стивом] Уиткоффом, и спрашивал его, поскольку он присутствовал на переговорах в Анкоридже: "Верно ли это? Так ли это?". Все было подтверждено.
После этого Владимир Путин заявил, что Россия готова принять концепцию США по Украине и на предложенной основе двигаться дальше. Однако прямого ответа на эти слова не последовало — США находятся под огромным давлением Европы, пояснил дипломат.
Видимо, из-за этого давления США вместо нормального диалога на равных продолжают катать Россию на качелях "пощечина — поглаживание". То "Томагавк" Киеву пообещают, то успокоят. То мост через Берингов одобрят, то ударами вглубь пригрозят.
Москва тоже не сидит сложа руки. В минувшие выходные начальник Генштаба Валерий Герасимов доложил Владимиру Путину, что испытания крылатой ракеты с ядерной энергетической установкой "Буревестник" прошли успешно. Испытательный полёт 21 октября стал самым продолжительным в истории программы — ракета была в воздухе 15 часов и преодолела дистанцию в 14 тыс. км. Спецпредставитель президента Кирилл Дмитриев донёс информацию об испытаниях напрямую до администрации президента США.
Понятно, что в разговоре с "Рейтер" на борту своего самолёта Трамп назвал эту новость "неуместной". Признавать неприятные эмоции по поводу "Буревестника" не хочется:
Он должен положить конец войне. Война, которая должна была продлиться неделю, идёт уже четвёртый год. Этим он должен заниматься, а не испытывать ракеты.
И добавил:
Мы не переживаем из-за ракеты "Буревестник", потому что наши атомные подводные лодки США уже находятся у берегов России. Нам не нужно пролетать 12 000 километров, чтобы ударить по России.
И этим напоминанием США в адрес России не ограничиваются. В следующем году в Германии начнётся развёртывание дальнобойных "Томагавков" SM-6, которые должны "дать России сигнал к сдерживанию" в Европе. Об этом говорилось ещё в совместном заявлении Вашингтон — Берлин 10 июля 2024 года.
23 октября США объявили новые санкции против нефтяного сектора России, нацеленные на доходы от экспорта. Эффект ограничивают обходные схемы "теневого флота" и ценовые манёвры; эксперты ожидают ужесточения потолков цен, что так или иначе ударит России по карману.
Второй фронт на Карибах
Поучая Россию менторским тоном о необходимости "положить конец войне на Украине", США беззастенчиво формируют в Карибском море крупную группировку. В её составе — амфибийные корабли, эсминцы, подлодка, разведывательные БПЛА. Странный способ "борьбы с наркокартелями". Больше похоже на подготовку к вторжению в страну с крупнейшими разведанными запасами нефти.
Чтобы создать себе юридический предлог, Вашингтон присвоил латиноамериканским картелям статус "иностранных террористических организаций" и заявил о своём праве на силовые операции против них. Наносятся удары по судам, которые США обвиняют в связях с наркотрафиком.
Однако экономическая цель просматривается более чётко, чем гуманитарная. Контроль над ресурсной базой Венесуэлы даст Белому дому рычаг влияния на ОПЕК и нефтяные цены. Даже 2–3 млн баррелей в сутки с Карибского направления смогут поменять баланс на глобальном рынке. Управление "нефтяным вентилем" — это влияние на бюджеты стран-конкурентов и поведение азиатских покупателей.
Как это было, показывает опыт войны в Ираке. После смены режима Хуссейна госмонополия была снята, отрасль открыта транснациональным корпорациям. Результат — перераспределение потоков, контрактов, налоговой базы. В Венесуэле масштаб перемен и, соответственно, "куш" потенциально намного больше из-за её запасов и статуса в ОПЕК. Геополитический выхлоп: давление на Москву, Пекин, Тегеран.
Противоречие между словами и делами очевидно. Под соусом "борьбы с преступностью" выстраивается своя игра в зоне крупнейших углеводородных активов. Это не про наркокартели, это про установление диктата правил на нефтяном рынке, чтобы навязывать ОПЕК.
Захват Венесуэлы Соединёнными Штатами лишит Россию ключевого союзника и доступа к совместным проектам "Роснефти" и PDVSA. А США получат рычаг влияния на ОПЕК+, смогут быстро нарастить собственные поставки, опустить цену на нефть, сузить коридоры для "теневого флота" и жёстче контролировать схемы. Нефтяные доходы бюджета России окажутся под двойным давлением — и цен, и логистики. К тому же США укрепят военное присутствие в Карибском бассейне, усложнят транзит и страхование судов, лишив Москву обменных активов для любых будущих сделок.
Карибский кризис? Можем повторить
Председатель Комитета по обороне ГД Андрей Картаполов прямо говорит, что США беспокоит в Венесуэле не кокаин:
США искали в Ираке оружие массового поражения, а нашли нефть. В Сирии они искали химическое оружие, а нашли опять нефть. А в Венесуэле они ищут наркотики, но им снова нужна нефть. Венесуэла — наш надёжный партнёр и добрый друг, и мы понимаем, что друзей в беде оставить нельзя.
Тем более что беда-то общая.
Так что не удивительно, что западные мониторинговые ресурсы фиксируют прибытие в Венесуэлу самолётов, связанных с ЧВК "Вагнер". В союзную страну, готовящуюся к американскому вторжению, забрасываются мотивированные, подготовленные, имеющие боевой опыт специалисты. На блокпостах Каракаса появляются люди с нашивками "мёртвая голова". Они прибывают в тропическую страну не для парада, а как консультанты, инструктора и ударные кулаки. Их задача ясна: прикрыть уязвимые места режима Мадуро, инфраструктуру и ключевые активы, создать на земле сеть влияния на принятие решений. Эта модель уже была обкатана в Африке: русская безопасность в обмен на доступ и лояльность местных.
Русские обучают силовиков, охраняют месторождения и порты, обеспечивают информационное прикрытие и юридические схемы для сервисных компаний. Южная Америка добавляется к широкому периметру Сахеля и Леванта.
Всё это разыгрывается параллельно украинской партии. Пока стороны торгуются о мире и линиях разграничения в Европе, Москва усиливает позиции в Карибском бассейне. Сообщение адресату в Белом доме однозначное: лёгкой прогулки в Каракас для американских военных не будет. Исход на одном театре связан с договорённостями на другом.
Присутствие русских повышает стоимость силового сценария для США. Тем самым Москва создаёт свой обменный актив для главной сделки, в которой поддержка Киева будет стоить Соединённым Штатам срыва "звёздно-полосатого блицкрига" в Венесуэле.
Что с того?
Кремль в очередной раз нашёл способ показать Белому дому, что в новом многополярном мире играть в одни ворота не получится. Мир по Украине невозможно продавить России в том формате, который ей не выгоден. Гарантией этому станут усиленные "вагнерами" позиции Мадуро. После того как в уравнение "Киев минус Москва плюс Вашингтон" добавились венесуэльская нефть и голос ОПЕК, переговоры перестали быть сугубо европейской повесткой и превратились в глобальный торг о сферах влияния.
Россия показывает стратегическую глубину своей политики, протягивая линии влияния через океан. Тем самым США упираются в предел своих возможностей: тянуть два театра конфликта одновременно будет для них слишком дорого и рискованно. Чем выше стоимость силового сценария в Венесуэле, тем больше поводов возвращаться к взаимовыгодным предложениям, а не диктовать свои условия.
Кремль в очередной раз показал, что умеет добиваться своего даже в самой сложной ситуации, применяя нестандартные и асимметричные ходы.
Но что бы в Москве делали без тех, кто по первому зову Родины готов надеть тот самый шеврон с черепом и кинуться защищать интересы своей страны — хоть в Сирию, хоть на Украину, хоть в Венесуэлу?