Валерий Газзаев напомнил русскому футболу о своих президентских амбициях
Самый титулованный тренер России, славный в прошлом советский футболист и человек, едва не объединивший футбольные чемпионаты России и Украины, ныне депутат Валерий Газзаев во вторник, 3 апреля ощутимо всколыхнул спортивное медийное пространство, представив в стенах Государственной Думы РФ свои мысли по реформированию нашего футбола. Газзаев собрал приличную компанию тренеров, спортивных и государственных чиновников, журналистов, чтобы продемонстрировать программу оздоровления профессионального футбола в стране.
Тренер первым из отечественных специалистов, приведших ЦСКА к победе в Кубке УЕФА в 2005 году, подготовил большое выступление, где предложил кардинально изменить саму систему жизнедеятельности, финансирования и регламентного позиционирования спорта номер один в РФ. Вопреки распространенной практике аппарат депутата не стал раздавать репортёрам сам план в печатном виде, и всё, о чем говорил Газзаев, присутствующие воспринимали на слух.
Доклад Валерия Георгиевича в целом напоминал предвыборную программу, с которой он выдвигался на последних выборах президента РФС, только теперь это была более лаконичная и сжатая версия.
В числе ключевых мер по реформированию большого футбола Газзаев предложил и отмерить, и отрезать, а кое-что и прирастить. Так, прозвучало предложение о создании вместо существующих по отдельности Российской футбольной премьер-лиги (РФПЛ, высший дивизион) и Футбольной национальной лиги (ФНЛ, первый дивизион) единую организацию под рабочим названием Российская футбольная лига. Здесь Газзаев решил опереться на опыт, который применён и эффективно действует в Германии, где под общим названием Бундеслига собраны как раз высший и первый дивизионы. А все остальные лиги уже носят и другое название, и другой статус – любительский. Похожее положение дел в Испании и Италии.
При этом Газзаев копирует не только административную часть Бундеслиги (первой и второй), но и вопросы статусов клубов. В Германии только команды высшего и первого дивизионов имеют профессиональный статус, который подпитывается огромными доходами от реализации телеправ. Поэтому попадание клубов второго, третьего дивизионов в систему Бундеслиги несет им не только спортивное удовлетворение, но и сразу большие доходы, которые не равными, но большими долями делятся между всеми командами лиги. Соответственно, пакеты телеправ в главной немецкой футбольной лиге продаются единым целым, что не дает себя чувствовать ущемлёнными командам более низшего дивизиона. Они существуют в единой парадигме, популяризируют региональный футбол, развивают команды из небольших городков и, в конце концов, пропагандируют немецкий футбол во всём мире.
Ровно то же самое с русским футболом предлагает сделать и Газзаев - именить администрацию русских лиг, оставить профессиональными только команды РФЛ, а клубы второго и других дивизионов сделать любительскими или полулюбительскими, сняв нагрузку по их финансированию с предприятий или региональных бюджетов. ВГГ предлагает увеличить при этом число команд высшей лиги до 18 - 20 с 16 нынешних, а также увеличив количество клубов первого дивизиона, разделить их на географические поддивизионы. Чтобы команды Черноземья играли в своей полосе, Сибири – в Сибири, а клубы Дальнего Востока на предварительных этапах перемещались только по своему федеральному округу, и только на стадии плей-офф выходили играть за право попадания в высшую лигу с командами других федеральных округов. Все это вызвано желанием экономить немалые средства, которые тратят клубы России на перелёты по стране.
Комментируя это предложение, присутствующий на заседании круглого стола именитый российский тренер Олег Романцев сказал, что на матч РФПЛ в Хабаровск команда "Тосно" добиралась 28 часов.
"И это клуб высшего дивизиона. А сколько занимает путь, к примеру, калининградской "Балтики" во Владивосток и обратно – вы можете себе представить?", - сказал Романцев.
Присутствующий на слушаниях представитель сибирского футбола добавил, что, ладно, "Балтика" так мучается, но перелёт из любого южного региона в Красноярск или Новосибирск превращается для футболистов в пытку из-за отсутствия регулярного сообщения, в результате чего команды добираются на простой календарный матч с двумя или тремя пересадками.
"Я вношу эти предложения, потому что без них невозможна дальнейшая работа футбола, находящегося сейчас в явном кризисе", - подчеркнул Валерий Газзаев.
Коснулся Газзаев и одного из самых больных вопросов нашего футбола – неумения зарабатывать деньги. Речь идёт и о реализации билетов, и продаже телеправ.
"Важнейший вопрос – это система финансирования клубов и их финансовая стабильность, – продолжил гвоздить нынешний русский футбол Газзаев. – Наш футбол находится в прямой зависимости от региональных и государственных бюджетов. Клубов, кормящихся за счёт этого, у нас 80 процентов".
Специалист сетует, что подобная ситуация приводит к нарушению принципов финансового фэйр-плей, разработанных УЕФА, а кроме того – к зависимости почти любого клуба от воли или неволи хозяина региона или градообразующего предприятия, которое в регионах является зачастую единственным источником финансирования клуба.
В результате масса клубов банкротятся среди сезона из-за изменившихся обстоятельств у спонсоров или из-за того, что владелец клуба попал в немилость у губернатора или финансово-промышленных групп, окружающих его. Так было и с владикавказской "Аланией", которой несколько лет назад руководил сам Газзаев. Команда пала жертвой разборок между региональными властями и спонсором клуба, компанией "Русгидро". Подобная участь, заметили присутствующие, постигла и такие именитые команды, как "Торпедо" Москва, "Ротор" Волгоград, "Динамо" Ставрополь, "Жемчужина" Сочи и др.
"Так может произойти и аж с самим ФК "Краснодар" Сергея Галицкого после добровольно-принудительной продажи своего бизнеса", - шепотом добавил сидящий рядом с корреспондентом "Царьграда" представитель РФС, попросивший не называть своего имени.
Газзаев продолжал громыхать с трибуны: "Телеправа российского чемпионата должны стать основой финансового благополучия клубов, а не воли губернатора, и эти права обязаны стоить не менее 400 миллионов долларов вместо нынешних 37 миллионов".
Впрочем, это одно из слабых мест газзаевской программы – как именно это сделать в России, не знают пока ни эксперты, готовящие программу ВГГ, ни РФПЛ, ни тем более РФС. Один из немногих, кто наиболее профессионально разбирается в этом весьма непростом вопросе, – глава компании "Телеспорт" Петр Макаренко, долгие годы продававший телевизионные права российской сборной и различных лиг, по словам источника в РФС, в настоящее время пребывает в немилости у руководства всего русского футбола, хотя долгие годы считался и правой рукой, и "кошельком" Виталия Мутко.
Многие пункты, которые озвучил Валерий Газзаев, уже много раз становились достоянием общественности, но кое-что Валерий Георгиевич сообщил впервые. В частности, что он готовит по линии родной ему Госдумы поправки в Налоговый кодекс, - компании, вкладывающие средства в российский футбол, должны получать вычеты по налогу на прибыль. Предложение коллеги немедленно поддержал депутат Игорь Ананских, известный спортивный лоббист в ГД РФ.
"Нехорошо, когда регион или государственное предприятие спонсирует ФК вместо того, чтобы думать о пенсионерах. Но государство должно предоставить льготы тем предприятиям и бизнесам, которые вкладываются в профессиональный и любительский футбол", - оживился Ананских, и сразу после этого покинул круглый стол.
На мероприятии присутствовали довольно высокие гости, например, президент ПФК ЦСКА Евгений Гинер, которого Валерий Газзаев в самом начале обозначил президентом "Спартака", хотя провёл с Гинером бок о бок почти 7 лет в армейском клубе, завоевав вместе 10 трофеев и Кубок УЕФА, тот самый, первый в нашей стране. Стороны и присутствовавшие в зале от души посмеялись от такой необъяснимой экспрессии.
Но само присутствие Гинера на заседании, явно оппозиционном нынешней администрации РФС, значит немало. Позволяя предполагать, что выступление Газзаева было неслучайным, пришедшимся на тот период, когда в самом РФС наблюдается некоторое безвластие при номинальном и.о. организации Александре Алаеве и при фактическом самоустранении от дел Виталия Мутко. Выступление прошло и на фоне бесконечных скандалов в РФПЛ, на фоне безнадёги в национальной сборной, которую тоже отхлестали на круглом столе по полной программе.
Всё это означает, что амбиции уважаемого и титулованного тренера, уже пытавшегося соревноваться с Мутко на выборах в РФС, по-прежнему остаются в силе.
В кулуарах круглого стола звучали предположения, что после чемпионата мира в руководстве футбола пройдут большие изменения, а Виталий Мутко может окончательно покинуть как РФС, так и спорт в целом. И на этом фоне единственной по-настоящему сильной и влиятельной фигурой может быть рассмотрен именно Газзаев.
"Хотя на позицию руководителя футбола будут претендовать многие фигуры – от группы Аркадия Дворковича, Сергея Анохина, нынешнего вице-президента РФС, до каких-то неожиданных кандидатур, которых вынесет, предположим, коллективный Кремль, всё равно в числе неслабых оппонентов может выступить и Газзаев, при наличии поддержки, например, "Газпрома", - пояснил возможный пасьянс один из присутствовавших руководителей российского футбола.
А это значит, что старт предвыборной гонке на позицию президента РФС, по сути, сегодня был дан в здании на Охотном ряду. После чемпионата мира нас могут ожидать интересные события.