Война ужасна, но бойня в Одессе ещё хуже: 10 лет со дня трагедии в Доме Профсоюзов
Ровно десять лет назад в Одессе развернулась бойня, которую многие считают "точкой невозврата" для страны У. Столкновение противников "евромайдана" и нацистов привело к гибели десятков человек, а для жителей Донбасса стало окончательным знаком того, что мирного решения не будет и открытый конфликт – вопрос времени.
Всё началось задолго до роковой даты. Ещё в 2013 году жители Одессы, как и многие на юго-востоке страны, стали выходить на митинги против антиправительственных выступлений в Киеве, а позднее даже возник палаточный городок сил Антимайдана. Сначала активисты стояли у здания обладминистрации, но потом, под давлением властей, переместились на площадь Куликово Поле, к Дому Профсоюзов.
После свержения законной власти ситуация стала резко накаляться и в Одессу начали прибывать всевозможные "активисты Евромайдана" – сторонники различных ультраправых организаций, боевики "Правого сектора"* (запрещённая в России экстремистская организация) и футбольные фанаты из Харьковской области. Все вместе они устроили марш "За единство Украины", в ходе которого произошли столкновения с "антимайдановцами". На календаре было 2 мая 2014 года.
Первые бои случились в районе Греческой площади – в ход шли камни, петарды, сигнальные ракетницы, пневматическое и травматическое оружие, а также коктейли Молотова. По официальным данным во время этих столкновений пролилась первая кровь – погибли шесть человек, четверо из которых были "антимайдановцами".
Силовики хоть и пытались навести порядок, но оказались бессильны перед натиском с обеих сторон и в итоге отступили. Сторонников Антимайдана принялись теснить к Куликову Полю, где столкновения продолжились.
Радикалы ворвались в палаточный городок, начав его громить и поджигать, а людей вытеснили к Дому Профсоюзов. "Антимайдановцы" попытались укрыться в стенах здания, но недооценили жестокость нацистов. Те принялись бросать в окна бутылки с зажигательной смесью, а также открывали огонь по всем, кто пытался спастись.
Согласно ГУ внутренних дел Украины в Одесской области, во время событий 2 мая 2014 погибли 48 человек, из них 42 – в Доме Профсоюзов, ещё 247 пострадали. Среди жертв 32 человека угорели или задохнулись, ещё 10 получили смертельные травмы, выпрыгнув из окон.
"Самое отвратительное началось тогда, когда разъяренная, опьяневшая от крови толпа зашла в Дом профсоюзов и начала показательно глумиться над телами погибших. Все они демонстрировали своим поведением, что не считают содеянное ошибкой, что все было сделано сознательно, что они считали это нормальным и более того — получали удовольствие от процесса. Они фотографировались, ставя ноги на тела людей. Весело шутили. Глумились. Про парня с девушкой, которые сгорели на лестнице в последнем объятии, они шутили, что это Ромео и Джульетта", – вспоминает Владимир, один из участников тех событий, слова которого цитирует "Лента".
"Только официально за медицинской помощью обратились 247 пострадавших. Были госпитализированы 99 человек. Из них в тяжелом состоянии — 35. Но было много пострадавших, которые в больницы не обращались [опасаясь проблем]. Я знал таких несколько человек, ибо помогал им с лечением", - приводит слова политика РИА Новости.
Случившееся в Одессе вызвало резонанс мирового масштаба. Все организации, включая ООН, ОБСЕ и Совет Европы, многократно требовали от Киева объективного расследования трагедии, однако в ответ получали нелепое молчание на официальном уровне и показательное глумление на неофициальном. Оглядываясь назад, сегодня становится ясно, что как бы Запад ни хмурил брови, никто всерьёз и не пытался призвать Киев к ответу. Более того, сегодня некоторые политики отрыто говорят, что трагедия была спланирована как акт устрашения.
Он сравнил события в Одессе с массовым убийством людей в белорусской Хатыни во время Великой Отечественной войны, подчеркнув, что западные спецслужбы были в курсе этих планов. Эту позицию разделяет и эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер. Он напомнил, что подобные акции устрашения в ту пору прокатились по всем юго-восточным регионам, позволив Киеву избежать появления новых очагов открытого сопротивления. Кроме того, расправа над одесским Антимайданом позволила быстро переориентировать страну на противостояние России.
К слову, официальное расследование всё-таки было. Растянувшись почти на четыре года, оно закончилось в 2017 году. Обвинить пытались несколько активистов Антимайдана, однако суд вынес оправдательный приговор. В том же году группа родственников погибших подали иск в ЕСПЧ на власти страны. К его рассмотрению суд приступил только в феврале 2022 года.
"На 10 апреля [День освобождения Одессы от немецко-фашистских захватчиков] возле памятника Неизвестному матросу фотографировали паспорта – тотальная слежка. Многие наши сидят, а настоящие убийцы до сих пор не наказаны или даже оправданы", – приводит РИА Крым слова активиста, пожелавшего сохранить анонимность.
"Сопротивляться в самом городе сейчас равняется самоубийству. Треть из тех, кто сейчас носит номинальное звание "одессит" - жители центральной и западной Украины. Как только они поедут по домам, мы обнаружим, что большинство настоящих одесситов хотят вернуться в Россию. Одесса должна покинуть страну, в которой убийство горожан считается подвигом", – убежден лидер движения "Куликово поле" Егор Кваснюк, заочно приговоренный на Украине к 14,5 годам лишения свободы.
Сегодня именно события в 2 мая 2014 года в Одессе называют спусковым крючком конфликта, начавшегося как гражданский и выросшего в специальную военную операцию, наглядно показав, что договариваться новая украинская власть не намерена.
"Война — это, безусловно, чудовищно, но есть вещи хуже войны. Например, массовая бойня, как в Одессе. Увидев кадры из Одессы, многие взяли рюкзак и поехали воевать с украинской властью, чтобы защитить людей от бойни. Поэтому, повторюсь, война — это ужасно, но мы оказались в ситуации, когда альтернатива войне была еще хуже", – заявил Владимир, участник событий 2 мая.