Выйти из-под влияния Запада: Почему для Кении Саудовская Аравия привлекательнее Британии и США?
Саудовская Аравия намерена увеличить свои инвестиции в Кению, уделяя особое внимание сектору возобновляемых источников энергии, подчеркнул глава королевства в ходе переговоров в Эр-Рияде 24 октября. Он отметил необходимость региональной стабильности в Восточной Африке и Красном море и подчеркнул важность успеха Кении для всего континента.
Нам определенно нужна безопасность в Восточной Африке и Красном море. Если Кения добьется успеха, то и Африка будет успешной,- цитирует наследного принца пресс-служба кенийского президента.
Президент Руто в свою очередь признал прогресс, достигнутый в экономическом росте, региональном сотрудничестве и демократизации в Африке. Но выразил обеспокоенность по поводу сохраняющихся проблем, таких как отсутствие безопасности, насилие и терроризм, и призвал к международному сотрудничеству для их решения.
Что означает в переводе с дипломатического этот обмен любезностями? Кения интересна саудитам по нескольким причинам, говорит Царьграду политолог Андрей Волков.
Во-первых, Саудовскую Аравию интересует портовая инфраструктура Кении. Руто планирует привлечь частных инвесторов для модернизации ключевых портов. Его цель - к 2030 году получить 10 млрд долларов от приватизации портовой инфраструктуры. Скорее всего, Саудовская Аравия окажется среди инвесторов. Второй момент - это интерес Саудовской Аравии к проектам Кении в области так называемой “зеленой энергетики”. 80% электричества Кении приходится на возобновляемые источники энергии. Кения стала одним из мировых лидеров в генерации солнечной энергии, создавая благоприятные условия для её использования и при этом производя собственные солнечные модули,- отмечает эксперт.
ФОТО: Sun Ruibo/XINHUA
Кроме того, Саудовская Аравия является традиционным партнером Кении в области торговли природными ресурсами. Причем Кения активно выступает за дедолларизацию в международной торговле. У той же Саудовской Аравии Найроби закупает нефть не за доллары, а за кенийские шиллинги, что потенциально несет угрозу не только для самого американского доллара, но и влиянию США в целом.
Также между Кенией и Саудовской Аравией планируется подписать двустороннее соглашение по вопросам трудовых отношений, которое позволит Саудовской Аравии массово привлекать рабочих из Кении и, соответственно, даст кенийцам хорошие рабочие места. По оценкам президента Руто, Саудовская Аравия откроет до 400 тыс. вакансий для кенийцев,- продолжает Волков.
Наконец, ряд экспертов полагает возможным скорое вступление Кении в формат БРИКС+, куда недавно вступила Саудовская Аравия. Это также укрепит связи между странами.
Кения занимает четвёртое место среди самых технологически развитых стран Африки, по мнению портала Hello Africa. Среди стран Восточный и Центральной Африки Кения является наиболее развитой по сравнению с её соседями с выходом к морю. Плюсом ко всему стоит учесть географическое положение страны, которое позволяет налаживать морскую логистику,- подчеркивает в комментарии Царьграду эксперт Экономического факультета РУДН Андрей Сурков.
Две кенийские портовые экономические зоны уже принадлежат Японии (Донго) и Китаю (Ламу). Кроме того, в Кении существуют индустриальные парки и даже технополисы. Все это делает Кению привлекательным партнером и потенциальным хабом для выхода на соседние африканские рынки - Уганда, Эфиопия, Танзания и Южный Судан.
- отмечает Андрей Сурков.
Текущее сотрудничество стран пока только входит в активную фазу. Для Кении такой крупный партнер, как Саудовская Аравия, является чрезвычайно выгодным. Саудиты финансировали инфраструктурные проекты в Кении в 2011 году, однако более крупных саудовских проектов не наблюдалось.
С другой стороны, Саудовская Аравия является одним из главных поставщиков нефти в Кению, однако мировая тенденция в сторону возобновляемых источников энергии диктует повестку в сторону уменьшения загрязнения от углеводородов. Саудовская Аравия более восьми лет реализует масштабные проекты в сфере возобновляемых источников энергии и может являться экспертом в разработке такого рода энергетических программ. Что касается же поднятой сторонами темы безопасности, то Королевство Саудовская Аравия являются крупнейшим покупателем оружия и имеет опыт тренировки различного вида войск.
Поэтому одним из новых направлений может стать военное сотрудничество по охране существующих и строящихся энергетических объектов в Кении, как например, проект Ergon Solair Africa 2022 года строительства солнечной фотоэлектрической станции,- предполагает эксперт Экономического факультета РУДН.
Из перечисленных перспектив партнерства можно сделать и более масштабные выводы.
Проецируя саудовско-кенийские отношения на глобальный уровень, можно резюмировать, на примере Кении, о тенденции отхода Африки из зоны влияния США (а Кения была одним из главных партнёров США в регионе) и стремлении вырабатывать собственную политику, исходя из своих национальных интересов. Так, Кения в противовес США поддержала резолюцию генассамблеи ООН о палестино-израильском конфликте,- напоминает Андрей Волков.
Похожая ситуация складывается и в отношениях с Великобританией.
На данный момент на рынке Кении доминируют британские компании, которые занимают значительный пласт, начиная от производства средств личной гигиены и заканчивая банковским сектором. Учитывая достаточно весомые антибританские настроения, число британских компаний, работающих в стране, может сократиться,- прогнозирует Андрей Сурков.