Вывод денег-2018: Особенности и тенденции

Фото: www.globallookpress.com
Борьба с выводом средств из банков и страны ведётся ударными темпами. Но люди всё равно почему-то стремятся спрятаться от всевидящего ока Центробанка

Центробанк в очередной раз поделился с населением данными по объёму средств, незаконно выведенных либо из легального российского поля, либо вообще из России. Судя по новым цифрам, главный банк страны великолепно выполняет свою работу, а обеление банковской системы идёт семимильными темпами.

Кто же тут «убийца»?

Почему же тогда счастливая жизнь с безудержным притоком капитала в Россию всё никак не наступает?

На первый взгляд криминальная отчётность Центробанка похожа на статистику МВД – столько-то убийств, столько-то изнасилований, такой-то процент раскрываемости. В случае с Центробанком, однако, ситуация иная. Можно не догадываться, кто убийца, но чтобы определить, что оказавшиеся за рубежом деньги – российского происхождения, надо очень хорошо знать путь их вывода.

То же самое с обналичиванием: статистику обнала невозможно собрать, не видя, кто и как этим занимается. Нет такого, чтобы вот были деньги на неких абстрактных счетах, а теперь они внезапно оказались наличными: у каждого счёта есть банк-оператор и владелец. Но уголовных дел почему-то гораздо меньше, чем безжалостных фактов исчезновения денег.

Но заместитель председателя ЦБ Дмитрий Скобелкин на естественные вопросы «Если знаете, что ж не останавливаете?» отвечает предельно уклончиво: «Есть оценки». Также он рассказал, что обналичивание теперь идёт главным образом через рынки, например через «Садовод» в Москве, контролируемый китайской диаспорой (последнее уточнение, естественно, редакционное – не может же чиновник вслух признать, что китайцы нарушают русские законы).

Фото: www.globallookpress.com

Итого через подобные рынки обналичено не менее 100 миллиардов рублей, а в целом обналичено 177 миллиардов. Почти двукратный прогресс всего за год – с 326 миллиардов! По словам Скобелкина, обналичка стала настолько рискованной, что банки за неё уже просят 15-17% от суммы: дело стало нерентабельным.

Также есть статистика по незаконному выводу средств из страны – 63 миллиарда (годом ранее – 77 миллиардов).

Общий объём сомнительных банковских операций сократился с 2,5 триллиона до 1,3 триллиона рублей.

Верить или нет?

Масштабы проблемы, конечно, всё равно велики. 240 миллиардов (вывод + обналичка) – это четверть процента от всего объёма экономики России. 1,3 триллиона – 1,4%. Больше бюджетов практически всех регионов России. Утешает лишь то, что раньше было ещё хуже.

Невозможно, конечно, перейти от плохого положения дел к хорошему, минуя некую промежуточную стадию. Так что можно констатировать определённые успехи. Жаль только, что, как и в большинстве других случаев, никаких возможностей проверить победную статистику наших ведомств не существует: разве что политически ангажированные отчёты Всемирного банка и других коммерческих организаций. 

Фото: www.globallookpress.com

Руководству Центробанка жизненно необходимо как-то защитить свою дорогостоящую стратегию «банковского террора», больно ударившего по многим тысячам предприятий и граждан. Именно поэтому мы не вправе однозначно доверять победной реляции о том, что банки почти перестали совершать незаконные операции, а корень зла теперь в «Садоводе» и приставах.

* * *

Но самая большая проблема – в другом. Даже если ЦБ действует эффективно и препятствует незаконным операциям, спрос на эти операции остаётся высоким. Даже при повысившихся рисках люди стремятся «хоть чучелом, хоть тушкой» вывезти свои капиталы из России, вывести их со счетов, чтобы растворить в анонимности наличных денег. Они всё равно не верят ни в рост экономики, ни в банковские гарантии, ни в налоговую амнистию (второй её этап закончится 28 февраля, но ожидать массового возврата капиталов явно не приходится). То есть закручивание банковских гаек никоим образом не улучшает инвестиционную обстановку в стране.

Да, мы отсеиваем определённую долю спекулянтов, любителей делать деньги из ничего, но одновременно отпугиваем и вполне добропорядочный бизнес параноидальной системой контроля.

Возможно, нам удастся победить обналичку и вывод средств. Но гораздо важнее победить стремление к обналичке и выводу средств, а вот в этом направлении шагов практически не видно.

Новости партнеров



Читайте также