Взятки гребли миллионами и квартирами. "Губернаторская зачистка" привела в "Газпром". Кто следующий?
Как сообщили в Центре общественных связей ФСБ России, предварительное следствие завершено: подтверждено, что Егоров систематически получал взятки от предпринимателей, общая сумма подношений составила порядка 84 млн рублей.
Егоров был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Тамбовской области в октябре 2021 года, а с сентября 2022-го два года полноценно возглавлял регион, выиграв выборы с высоким результатом (84,95%). Но в ноябре неожиданно ушёл в отставку – формально, по собственному желанию. Более того – написал в соцсетях, прощаясь с жителями региона, следующее:
Сегодня руководство страны передо мной ставит другие задачи на федеральном уровне, которые необходимо будет выполнять.
Собственно, такая формулировка – обычное дело для отставных чиновников высокого уровня. Был ли тот уход с поста действительно добровольным или же Егорова "вежливо" попросили на выход – мнения разнятся. По некоторым данным, скорее второе. Но видимо, он всерьёз ожидал, что получит какое-то новое назначение.
Заметим, к слову, любопытную деталь. Практически одновременно с Максимом Егоровым пост покинул ещё один глава региона – Василий Голубев, один из "долгожителей" на губернаторском посту, руководивший Ростовской областью 14 лет. Первого сменил экс-мэр Краснодара, фронтовик, депутат Госдумы Максим Первышов, второго – гендиректор Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.
Голубев стал сенатором от Ростовской области, а вот Егоров из публичного поля пропал. До июля 2025-го, когда его задержали сотрудники ФСБ. Басманный суд Москвы отправил тамбовского экс-губернатора под арест. Сидеть в СИЗО ему предстоит как минимум до марта 2026 года.
По версии следствия, взятки губернатору давали "за общее покровительство коммерческой деятельности предприятий, в частности связанных с газовой сферой, а также за содействие в продвижении по службе".
О чём речь?
Деньги и услуги предоставлялись в разных формах: дорогой автомобиль премиум-класса (например, пикап RAM 1500 стоимостью около 11 миллионов рублей), финансирование покупки элитной квартиры в Москве (оформленной на мать Егорова, около 50 миллионов), "помощь" в строительстве загородного дома, оплата отдыха и другие ценности. Ключевым источником взяток стал бывший генеральный директор ООО "Газпром межрегионгаз Тамбов" Роман Стефанов, которого ранее арестовывали по другому делу (хранение наркотиков), а его показания и помогли выйти на Егорова.
Миллионы носили пакетами: Небывалый приговор для "своих". Краснов сносит "судейскую крышу"
Чтобы скрыть происхождение незаконных денег, Егоров, как установила ФСБ, активно легализовывал их: приобретал дорогостоящее имущество – недвижимость, автомобили и другие активы. Но не на себя – на близких родственников и доверенных лиц.
В деле фигурируют и посредники: водитель Егорова Александр Соломатин и Сергей Аганов, связанный с "Газпром межрегионгаз Тамбов". Им вменяют посредничество во взяточничестве в особо крупном размере, и они тоже арестованы.
На имущество Егорова и его семьи наложен арест. Общая стоимость нажитого добра внушительная – более 130 миллионов рублей. Это квартиры, дома, машины и другие активы.
Пошла зачистка
Очевидно, борьба с коррупцией в России ведётся на всех уровнях, без оглядки на былые заслуги, связи или высокие должности. Идёт ли системная работа? Да, однозначно идёт, и довольно последовательно, без громких заявлений, но с реальными результатами.
Дело Максима Егорова – лишь одна из частей большой чистки. Только за этот год под следствием по коррупционным делам оказались несколько бывших губернаторов и их заместителей:
- в Курской области – бывший губернатор Алексей Смирнов и его первый заместитель Алексей Дедов, а также врио заместителя губернатора Владимир Базаров (по хищениям на фортификациях);
- в Белгородской – вице-губернатор Рустэм Зайнуллин, бывший начальник УКС Алексей Сошников с подчинёнными Ларисой Стрелецкой и Андреем Решетько (по аналогичным схемам);
- в Челябинской – бывший вице-губернатор Александр Богашов;
- в Свердловской – бывший вице-губернатор Олег Чемезов;
- в Краснодарском крае – бывшие вице-губернаторы Александр Власов и Александр Нестеренко;
- в Брянской – бывший вице-губернатор Николай Симоненко;
- в Новгородской – министр транспорта Константин Куранов;
- А 5 сентября 2025-го Первомайский райсуд Пензы приговорил экс-вице-премьера правительства Мордовии Алексея Меркушкина, сына бывшего губернатора Самарской области Николая Меркушкина, к семи годам колонии строгого режима и штрафу в 152 миллиона рублей: его признали виновным в мошенничестве, даче взятки и злоупотреблении служебными полномочиями.
Чиновники получили "негласный сигнал" по СВО. Непослушных – в тюрьму
Это целенаправленное выявление системных нарушений, особенно там, где крутились большие федеральные деньги – оборона, газоснабжение, строительство и инфраструктура.
Общая статистика говорит сама за себя: за первые девять месяцев 2025 года возбуждено более 24 тысяч дел коррупционной направленности – на 16% больше, чем за тот же период 2024-го. ФСБ и Следственный комитет работают в тесной координации, оперативно выходят на схемы покровителей бизнеса, особенно в стратегически важных сферах вроде энергетики и инфраструктуры.
Неприкасаемых нет. Закон применяется одинаково ко всем – от рядового чиновника до бывшего главы региона.
Коррупция есть первейший враг нашей страны и главная надежда всех врагов России. Они понимают, что на поле боя победить нашу армию сложно – это показал ход СВО на Украине, отметил политический аналитик Владимир Соловейчик:
Привести к рычагам власти и управления лиц, скомпрометированных либо взяточничеством, либо сотрудничеством с зарубежными структурами, либо просто некомпетентных, но при этом амбициозных и тщеславных глупцов – и игра будет сделана. Пример такого рода у всех нас в памяти есть: приход к власти в годы перестройки Горбачёва, Лигачёва, Яковлева, Шеварднадзе означал развал советской экономики, распад политической системы и, как следствие, распад Советского Союза. За рубежом об этом помнят и надеются повторить, а сотрудники ФСБ им в этом, как видим, активно препятствуют.
Вопрос национальной безопасности
СВО, ставшая тяжелейшим противостоянием России и коллективного Запада, для части чиновничества и общества оказалась не стимулом к мобилизации и дисциплине, а наоборот, фактором, обнажившим и усугубившим системные проблемы. Это особенно заметно на институциональном, чиновничье-бюрократическом уровне, уверен политолог, историк Владимир Ружанский:
Резкий рост бюджетных потоков (на оборону, стройки, логистику, импортозамещение), ослабление гражданского контроля, режим секретности, оправдывающий непрозрачность, и страх элит за свои места, подталкивающий их к быстрой конвертации власти в деньги, – всё это "стимулирует" часть аппарата воровать больше и масштабнее. В таких условиях коррупция не исчезает, а меняет форму и масштаб. Губернатор в военное время – ключевой распределитель ренты, оператор федеральных денег, координатор подрядчиков и посредник между центром и региональными элитами. Его главная задача – мобилизовать регион на выполнение общих задач. И если он этого не делает, должны работать законы военного времени.
На Прямой линии с Путиным случился "позор". Но стыдно стало всем нам. В чём секрет "красивого обмана"
Дело Егорова – симптом опасной системной болезни. Ключевой вопрос здесь не "Почему брал?", а "Какие потоки контролировал, кому потворствовал и кому мешал?", добавил политолог:
Пример Егорова свидетельствует о росте ставок – суммы приобретают общенациональный масштаб, а чиновники действуют быстрее и наглее. В истории России подобные прецеденты уже были: наместники при Иване Грозном считали вверенные земли своей собственностью, воровали и при Петре Великом, и при Сталине. Возможно, окончательная победа в войне с внутренним разложением, коррупцией и предательством станет для нашей страны самой важной.
Что с того?
Дело экс-губернатора Егорова знаменует важный поворот: закон начал реально действовать против тех, кто считал себя неуязвимым. В том числе в тех случаях, если высокопоставленный чиновник сам, поняв "намёк", сбежал из тёплого кресла и затих где-то, не отсвечивая, чтобы отсидеться – авось, простят?
Системная работа силовиков, отражённая в росте числа коррупционных дел, показывает новый уровень раскрываемости, а не всплеск преступности.
И итог этой борьбы будет измеряться качественным изменением среды – повышением управленческой дисциплины, прозрачности и ответственности в период исторического испытания для страны. Это и есть внутренняя мобилизация, без которой невозможна полная победа.
Впрочем, теперь некоторых "владетельных руководителей" тревожит один простой вопрос: кто следующий?