Зависимость от независимости: 30 лет назад Беларусь пошла своим путем
Сухой остаток
На телеканале «Царьград» есть авторская программа Юрия Пронько «Сухой остаток», где журналист выделяет и кратко комментирует самое важное на его взгляд событие дня. Давайте попробуем так же определить самые важные вещи, произошедшие в республике за эти 30 лет. Тут необходимо заметить, что этот дайджест будет написан, что называется, со стороны. Автор с большими промежутками посещал республику, подмечал некоторые изменения в людях и в окружающей обстановке, но никогда не жил в Беларуси продолжительное время.
Впервые попав в республику лишь в 2004, ощущение теплого чувства детства не покидало практически всё пребывание. Тогда визит продлился всего 4 дня, но за этот срок появилось ощущение психологической разгрузки и отдыха, будто провел две недели на отличном курорте под лозунгом ничегонеделанья. После Москвы, суматошной и обозленной, Минск оказался спокойным, дружелюбным и размеренным городом с живыми людьми. Москва уже тогда приобретала очертания прибежища сброда из азиатских и кавказских республик, которые у себя на Родине ничего не добились и приехали здесь коптить небо. Русские же начинали становиться какой-то роботизированной армией, живущей по алгоритму, работа-дом-работа-на выходных дача, а потом опять работа.
Причем это касалось не только москвичей. Экономическая ситуация в регионах России была аховой, и люди вынужденно переезжали из русских провинций в столицу в поисках заработка.
В Беларуси же экономика была тоже не на подъёме, и зарплаты были невысокими, но при этом еще одна вещь, которая меня очень удивила, мы, гуляя по городу, нашли столовую, где очень вкусно и комплексно пообедали всего за 30 (!) в пересчете на русские рублей. Я не шучу! Я был просто поражен и качеством, и обилием блюд за эти деньги. Для сравнения проезд в Московском метрополитене стоил 10 рублей в то время. Это была государственная столовая, понятное дело.
Но уже в том далеком году, как и приличествует молодежи, подрастающее поколение было настроено в духе лозунга «Беларусь – цэ Европа» и протестные акции то и дело возникали в Минске.
А мы пойдем на Запад
Следующая примечательная поездка состоялась в 2014 году и первое, что бросилось в глаза – это располневшее женское население республики. Встретить на улице стройную девушку, коими были полны проспекты, казалось бы, не так давно, стало затруднительно. Впрочем, довольно быстро стало понятно откуда ветер дует, в Беларусь вторгся западный фастфуд. Макдональдс и внешняя красота живут на разных планетах.
Вообще, Минск оброс большими торговыми центрами, и оккупация западными брендами умов населения началась довольно успешно, хотя и доходы несколько выросли, но все же купить в фирменном магазине какую-то заморскую шмотку было несколько дороже даже, чем в Москве. Хотя белорусов это не сильно расстраивало, они имели возможность выехать в Польшу и там приодеться. Цены на продукты были по-прежнему гораздо ниже, чем в России, а качество продуктов питания до сих пор считается лучшим на постсоветском пространстве.
При этом протестные настроения в обществе заметно снизились. Те люди, с которыми я несколько лет назад спорил по поводу стиля управления Александра Лукашенко, стали относиться к своему президенту не просто более терпимо, а с некоторым пониманием происходящего. В деревнях же поддержка действующей власти и ранее была на высоком уровне, чего уж говорить о 2014-м.
Долой президента с усами, даешь президентку с усами!
Оглядываясь на прошлые годы, свои личные, связанные с искренней симпатией к Беларуси, к людям, которые там живут, из года 2021-го, приходит понимание, что то, что сейчас осталось в ментальном, экономическом, бытовом плане в белорусском обществе – результат того, что республика сохранила многое со времен СССР. Сейчас принимается за хороший тон ругать «совок», как мы стали «свободны», после разрушения Союза, и примерно так же «счастливы».
Еще не так давно это широко культивировалось, да и продолжает различными агентами влияния, которых принято называть «лидерами общественного мнения», охотно бегающих по разного рода СМИ. Россия этого нахлебалась в 90-е, Беларусь, похоже, подошла к этому только в 2020 году. За 30 лет формальной «независимости» властям республики удалось задержать срок разложения нравственности и деградации общества. Еще сейчас люди в Беларуси живые, это не роботы живущие инстраграммами, ютубами и тиктоками. Но эта эра на подходе.
Пожалуй, единственный опрометчивый шаг со стороны белорусский властей - это процесс деноминации 2017 года. Очень многие белорусы почувствовали падение благосостояния, роста цен и всего негативного, что и вылилось в прошлогодние протесты. Была ли возможность этого избежать, наверное, да. И вполне вероятно, что нынешняя ситуация в экономике подталкивает Беларусь к более тесной интеграции с Россией.
Но даже после сближения наших стран хотелось бы сохранить Беларусь в том виде, в котором она пришла к отметке в 30 лет «независимости» не ясно от чего. И очень бы хотелось пожелать братьям начать думать головой, а не желудком. Экономика худо-бедно оправится от санкций - мы поможем. А вот просравши страну с Тихановской – обратной дороги не будет.