Жителям России не хватает зарплаты даже на еду
В России 75% наемных работников предприятий и организаций находится у черты бедности. Каждому десятому работнику не хватает зарплаты даже на еду, свидетельствуют данные НИИ Росстата.
В 2016 году стоимость набора продуктов и услуг, минимально необходимых для выживания, составляла 10 тысяч 722 рубля в месяц. Заработок на уровне прожиточного минимума - грань между бедностью и нищетой. Зарабатывающий 1-2 минимума - бедняк, способный лишь прокормить себя и одного члена своей семьи. Зарабатывающий меньше переходит в категорию нищих: заработок не обеспечивает простого воспроизводства его рабочей силы.
По данным Росстата, средняя по России зарплата в корпоративном секторе составила в прошлом году 36,667 рублей.
Исходя из этого критерия почти 11% российских работников - нищие, еще 27,5% - бедные, у 37% заработок выше черты бедности. В абсолютном значении к нищим относятся более 3 млн работников корпоративного сектора, к бедным - почти 8 млн, к стандарту потребления чуть выше бедности - еще 11 млн человек.
Больше всего работников с заработком ниже, на уровне или чуть выше черты бедности - в сельском хозяйстве (93%), легкой промышленности (93%), образовании (87%), здравоохранении (85%). Доля работников с высокими доходами относительно велика в добывающей промышленности (54%), финансах (48%), сфере недвижимости (36%), науке и научном обслуживании (47%), госуправлении (33%).
Нарастающий разрыв в уровне доходов населения подтверждаются и новыми данными по потребительской активности в России. Оборот розничной торговли в стране падает уже 26 месяцев подряд и за это время сократился почти на 19%. В начале 2017 года переломить эту тенденцию не удалось: в январе продажи упали на 2,2%, а в феврале спад ускорился до 2,6%.
В настоящее время с финансовыми трудностями сталкиваются граждане трудоспособного возраста: около 5 млн человек получают настолько мизерную зарплату, что остаются за чертой бедности, при этом 10% самых состоятельных россиян контролируют 89% всех доходов населения в стране. И это главный вызов для современной России.