Звезда Сирии прошла 6000 км пешком, чтобы увидеть Путина
Через несколько дней в Москву войдёт лошадь.
Может быть, это и не было бы событием, если бы не два обстоятельства.
Первое — она должна стать подарком президенту России Владимиру Путину от сирийского народа в знак благодарности за освобождение Сирии от международного терроризма и принесение мира после ужасов гражданской войны.

Русский флаг остаётся в Сирии самой эффективной гарантией
Второе — от Дамаска до Москвы, преодолев за девять месяцев в общей сложности шесть тысяч километров, лошадь пешком сопровождает человек.
Почему пешком? Потому что на подарке нельзя ездить никому, кроме президента России. Таково кредо дарителя.
Даритель
Аднан Аззам, философ, путешественник, журналист и режиссёр-документалист, до начала гражданской войны в Сирии жил, в общем, неплохо. В Париже. Там он некогда учился в Сорбонне, а теперь владел рестораном и писал книги.
Но когда на его родине вспыхнуло и загорелось, словно разлитый бензин, он продал бизнес, деньги отдал на помощь сирийской армии и сам поехал в Сирию на защиту Отечества. Несмотря на уже тогда солидный возраст — сегодня ему 62 года.
То есть миллионы его соотечественников бежали от войны в Европу, а он совершил обратный путь. Но, по собственным его словам, иначе он поступить и не мог, будучи наследником национального героя Сирии, руководителя национально-освободительной революции 1925-1927 годов Султана аль-Атраша.
Эти детали Царьграду поведал личный друг и доверенное лицо Аднана Аззама, русский журналист (и одновременно фермер-сыродел) Владимир Борев.
«Его судьба интересна тем, что он — наследный принц, — рассказал Борев. — Его дед, Султан аль-Атраш, — по сути дела, сирийский Дмитрий Донской. Он освободил Сирию от трёхсотлетнего Османского ига, а потом продолжил борьбу с французами, которые пришли на место турок. Со своими кавалерийскими отрядами он очень активно сражался и одерживал потрясающие победы с многократно превышающим его по численности противником, который к тому же был вооружён танками, пушками, пулемётами».

Цена за понимание, кто такие русские: Соцсети о гибели четырех военных в Сирии
Происходит Аззам из племени друзов — небольшого, но воинственного народа, давшего за свою историю очень много воинов-героев. «Вообще, он национальный авторитет, — говорит Владимир Борев, — и если его деда можно сравнить с Дмитрием Донским, то его можно было бы сравнить со Львом Николаевичем Толстым, который писал книжки и босиком ходил по земле».
Так что решение передать драгоценного арабского скакуна в подарок Путину для Аззама далеко не популистское, а настоящий выбор воина. Воина, а также философа и писателя, который хочет отблагодарить всю Россию в лице её президента за спасение Сирии и её народа от террористов, за предотвращение большой войны и большой крови.
Звезда Сирии
Так зовут идущую в Москву белую арабскую лошадь с долгой благородной родословной. Так что имя — по праву, тем более что арабские скакуны считаются национальным достоянием Сирии.
Выбор коня для президента России в Сирии был сочтён государственным делом. Его Аднану Аззаму передал министр сельского хозяйства страны Ахмед аль-Кадри.
«Это такой поход, который организовывался достаточно долго, и организатором является правящая партия БААС, которую возглавляет Башар Асад, сирийский президент, — подчеркнул Владимир Борев. — Партия же выделила Аднану микроавтобус с большим верхним багажником. Ему выделили и водителя. В микроавтобусе можно ночевать, там есть что-то вроде кухоньки с газовой плиткой. В нём же перевозится всё необходимое: запас фуража для коня, попоны, все необходимые инструменты, чтобы поправить лошадь на ходу, и вообще всё необходимое. То есть абсолютная походная автономия с питьевой водой, с фуражом для лошади, с овсом и сеном».
И при этом человек идёт пешком?

На учебу в Россию: Арабская молодежь выбирает российские университеты
Пешком шесть тысяч километров
Вообще, всё это затевалось как конный поход, отвечает на этот вопрос Владимир Борев.
«Когда он вышел девять месяцев назад из Дамаска, у него было две лошади. На одной он ехал, а вторую вёл в поводу, поскольку на подарок не садятся. Но в Ираке на них наехала машина. Одну лошадь, на которой ехал Аднан, сбили насмерть, и сам Аднан был тоже немножко помят. Все думали, что он откажется от путешествия, поскольку верховая езда отменилась. Но он, немножко оклемавшись, пошёл дальше пешком, ведя подарочную лошадь в поводу. Таким образом он и шёл по Ираку, затем Ирану, Азербайджану, потом через Дагестан, Чечню и Северную Осетию и далее к Москве, преодолевая по 30-40 километров в сутки. С остановками на ночь и с продолжением пути на следующий день. Когда он дошёл до моей деревни Масловки в Липецкой области, я его убедил впервые сделать достаточно длительную остановку, на четыре дня. Потому что ноги у него представляли из себя одну сплошную каменную мозоль, пришлось немножко ему их подремонтировать».
Шли человек и лошадь в основном по обочине, не по гудрону, второстепенными дорогами, что, в общем, считается нормативным для конных походов. Тем не менее подковы у лошади поистёрлись знатно, уже ближе к Москве, в Тульской области, пришлось их менять.
В принципе, Аднан Аззам — опытный путешественник и коннопоходник. Он вообще как-то сделал на лошади кругосветное путешествие, которое длилось четыре года. На коне он проезжал по маршруту Дамаск — Париж. И в конце похода ему было персонально разрешено пройти через Триумфальную арку в Париже. По личному распоряжению тогдашнего президента Франции Жака Ширака он даже прошёл по Елисейским полям.
«Прочёл Россию своими ногами»
Вообще говоря, в такого рода походах принято заручаться полицейским сопровождением, чтобы не случалось таких ДТП, как с Аззамом в Ираке. Но по территории Ирана, Ирака, Иордании его не было, отметил Борев.
А на территории России у него было постоянное полицейское сопровождение: спереди и сзади две машины ДПС идут, и он посередине, поэтому этот путь он прошёл хорошо,
— отметил журналист.

После России — больницы и школы, после США — грязные надписи и разруха: Что остаётся на месте военных баз
В России поход идёт под патронажем МИДа и местных властей. «Его вообще сопровождало министерство иностранных дел, оно именно обеспечивало ему визы на провоз машины, на провоз скакуна, — подчеркнул представитель сирийского путешественника. — Его буквально передавали из рук в руки, из одного населённого пункта в другой. Принимали и принимают его везде доброжелательно. У него были замечательные встречи в Дагестане. Его с почётом встречали в Чечне. Были самые живописные встречи — начиная от богатого кавказского застолья до очень простых встреч с селянами, которые делились всем, что было. В Ростовской области его прекрасным образом принимали казаки».
Правда, героического сирийца обворовали, когда он проходил Тульскую область, украли все наличные деньги. Но полиция очень быстро, оперативно отреагировала, и за 120 километров от мотеля, где всё произошло, блокировали машину с преступниками, изъяли у них деньги и вернули ему всё обратно. «Он был потрясён работой нашей полиции, — свидетельствует Владимир Борев, сопровождавший вновь обретённого при таких обстоятельствах бывшего однокашника по Сорбонне. — Очень благодарен ей и восхищён».
Он говорит, что у него даже такой образ родился: Аднан Аззам прочёл Россию своими ногами. Не прошёл, а именно прочёл, — поделился Борев. — И он собирается писать об этом книгу, где всё и изложит. И у него основной посыл — это огромная благодарность русским людям, России, её президенту за то, что освободили его страну. По сути дела, он говорит, что это было начало Третьей мировой войны, и Россия её остановила.