А были ли испытания SSJ100 с перегрузкой? Технический эксперт заподозрил в трагедии в Шереметьеве не только вину пилотов
О том, что не стоит перекладывать всю вину в трагедии с крушением SSJ100 в московском аэропорту Шереметьево только на пилотов, член Ассоциации технических экспертов России Юрий Антипов говорил ранее.
В беседе с Царьградом он напомнил о том, что практически сразу после ЧП в аэропорту он отметил, что летчики не справились с управлением самолетом, но при этом "совершенно верно выбрали скорость больше, чем должна быть продольная скорость". Эксперт поясняет, что самолет шел на посадку тяжелый и "при полной механизации, чтобы крылья могли удержать самолет, ему нужна большая горизонтальная скорость".
Антипов также напомнил, что как раз некоторые пеняли пилотам на выбранную ими скорость, и отметил, что "так могут рассуждать люди, которые не понимают вообще в аэродинамике".
Впрочем, ошибка пилотов, как утверждает технический эксперт, все же была. Но в другом.
"Что не учли летчики. Когда идет самолет на посадку более тяжелый, соответственно, нагрузка на шасси возрастает, если они идут с вертикальной скоростью снижения такой же, как в обычном режиме", - поясняет эксперт, отметив что именно здесь и крылась ошибка летчиков.
"При большом весе самолета, с полными баками, надо было идти, снижаться по вертикали медленнее, - продолжает свою мысль Антипов. - Они выбрали обычный режим".
Результат был известен всему миру - подробности крушения авиалайнера 5 мая в столичном аэропорту Шереметьево обсуждали не только в нашей стране, но и за рубежом. Во время посадки самолет получил повреждения, из-за которых начался пожар. Хвост "Суперджета" сгорел полностью. Из 78 человек, которые в тот момент были на борту, спастись удалось только 37. 40 пассажиров и один член экипажа погибли.
Антипов поясняет, что именно привело к трагедии.
"Выбрав обычный режим, пилоты увеличили нагрузку на амортизационные стойки шасси. Шасси при этом просели очень сильно, - отмечает эксперт. - При обычной скорости снижения, но при большом весе очень сильно просели. А после этого, не выполнив свою функцию амортизации, то есть не рассеяв эту энергию сжатия, они просто вытолкнули самолет наверх".
По мнению собеседника Царьграда, именно в этот момент "пилотам уже ничего нельзя было сделать".
"То есть ошибка была допущена первоначально, шасси не помогли, а только усугубили ситуацию при посадке самолета, - пояснил Антипов, отметив, что именно этот момент — "козление" и был хорошо виден на записи с камер видеонаблюдения. - Самолет начал по взлетно-посадочной полосе скакать. Стойки выбрасывали самолет…"
Впрочем, по мнению эксперта, в случившемся есть не только вина пилотов, которые это самое "козление" самолета допустили.
Эксперт вернулся к теме сгоревшего в столичном аэропорту "Суперджета" после того, как выяснилось, что и у авиакомпании "Ямал" при эксплуатации самолета Sukhoi Superjet 100 в аэропорту Нового Уренгоя тоже возникли сложности.
В частности, по информации газеты "Коммерсантъ", с 18 августа по 8 сентября датчики самолетов SSJ "Ямала" аж семь раз во время взлетов и посадок фиксировали превышение установленных в авиакомпании ограничений вертикальных перегрузок "из-за столкновений опор шасси с неровностями и стыками плит на ВПП".
"Пока самолет взлетал в обычном режиме и садился с низким уровнем топлива, нагрузки не были предельными, то есть они не превышали допустимые. Но уже зафиксировано, что датчики ускорения показали: очень сильные перегрузки идут - в том числе в момент посадки - по словам Антипова, это как раз снова подтверждает то, что он ранее озвучивал: - Шасси "Суперджета" не спроектированы на работу при максимальном весе самолета при посадке. А такой вариант исключать конструкторы ну никак не могли".
Поясняя свою мысль, технический эксперт не исключил, что испытания самолета этого типа с полной нагрузкой могли вообще не проводиться.
"Посадка возможна в разных условиях, в том числе и с полными баками, и амортизаторы должны справляться с этой функцией, - отмечает Антипов. - Я так думаю, что такие испытания не проводились. А если и проводились, то не были учтены все факторы. И в итоге изделие выпущено сырым в плане амортизационных стоек. Что и привело, или так скажем, усугубило трагедию в Шереметьеве".