Ахиллесова пята "Суперджетов": Санкции уничтожают авиацию России? Ответ экспертов
Чёрные ящики, которые нашли на месте крушения Sukhoi Superjet 100 в Подмосковье, доставили в Межгосударственный авиационный комитет (МАК) для расшифровки. Тем временем в Минеральных Водах совершил аварийную посадку SSJ-100, выполнявший рейс Нижневартовск - Минеральные Воды. Ситуацию в русской гражданской авиации прокомментировали для Царьграда член общественного совета при Министерстве транспорта России Кирилл Янков и главный редактор портала AVIA.RU авиаэксперт Роман Гусаров.
Странности катастрофы SSJ-100
Член общественного совета при Министерстве транспорта России Кирилл Янков отметил, что в крушении SSJ-100 в Подмосковье в глаза бросаются два момента. Во-первых - странное поведение ответственных руководителей. Так один из управленцев Росавиации заявил, что упавший самолёт выполнял полёт без разрешения. Затем другой руководитель ведомства сообщил, что полёт был согласован как положено.
Когда чиновники такого уровня друг другу противоречат, то уже возникают вопросы,
- сказал Кирилл Янков в беседе с Царьградом.
Во-вторых, SSJ-100 выпускается в России уже более 10 лет. Да, после санкций, действительно возникли проблемы с обслуживанием "Суперджета". Но это не такие серьёзные проблемы, как проблемы с обслуживанием самолётов марок Boeing и Airbus. Там проблемы гораздо серьёзнее, но с ними как-то справляются.
Поэтому поверить, что были какие-то причины, почему нельзя было справиться с техническим обслуживанием "Суперджета", я не могу. Я думаю, что вопросы тут, конечно, возникают к авиакомпании, к тем, кто проводил обслуживание, ремонт этого самолёта,
- отметил Кирилл Янков.
Ахиллесова пята "Суперджетов"
Кирилл Янков уточняет, что "Суперджет", в целом, хороший нормальный самолёт как по своему замыслу, так и по своему исполнению. Аварии с ним были не чаще, чем с другими типами воздушных судов. Те, кто эксплуатировал этот авиалайнер, в основном жаловались на то, что его обслуживание хуже, чем у самолётов зарубежных марок.
Как рассказывали, если у Boeing или Airbus сломалась деталь, то привезут через два дня. А если сломалась у "Суперджета", то привезут через месяц,
- сообщил эксперт.
По его словам, это одна из причин, почему "Суперджет" не очень любили отечественные авиакомпании. Но в условиях санкций у них теперь нет выбора, отмечает Кирилл Янков.
Ахиллесова пята "Суперджета" - это большое количество импортных комплектующих. В частности, двигатели,
- подчёркивает Кирилл Янков.
Отечественные двигатели пока только обещают, и обещания переносятся с года на год. А импортные двигатели, конечно, надо обслуживать соответствующими запчастями, соответствующими расходными материалами, которые тоже импортные. Или же надо налаживать их производство в России. И то, и другое - это непросто.
Санкции, конечно, повлияли на обслуживание "Суперджета" в части обслуживания всех импортных комплектующих и импортных деталей. А комплектующие импортные там ключевые. Там двигатель импортный. Поэтому французский двигатель обслуживать тоже стало труднее, конечно, в условиях санкций,
- ответил Кирилл Янков на соответствующий вопрос Царьграда.
Нештатная посадка
В свою очередь авиаэксперт Роман Гусаров прокомментировал для Царьграда инцидент с SSJ в Минеральных водах. По его словам, формулировка "аварийная посадка" - крайне некорректна с точки зрения правил определения авиационных событий.
Это нештатная посадка, но никакой аварии при этом не произошло. Поэтому нельзя эту посадку называть аварийной. Был отказ, но посадка произошла штатно,
- пояснил он.
Специалист отметил, что когда говорят об аварийной посадке, сразу рисуется картинка произошедшей аварии. Но в данном случае никакой аварии нет. Это как называть остановку машины на обочине из-за поломки аварийной остановкой. Никакой аварии не произошло, просто сломалась машина.
Также эксперт указал, что если бы не вчерашняя катастрофа SSJ-100 в Подмосковье, то на инцидент с SSJ-100 в Минеральных водах вряд ли бы кто обратил внимание. Информация бы прошла, как рядовая новость. Потому что если обратить внимание на сводки, то можно заметить, что каждый день происходит по два три таких инцидента.
Это авиатехника, это техника, она всегда, как говорится, ломается. Никто ещё не придумал технику, которая не ломается. И ломаются все самолёты: и "Суперджеты", и не "Суперджеты",
- подчеркнул Роман Гусаров в беседе с Царьградом.
В этой связи эксперт призвал не притягивать за уши вчерашнюю катастрофу в Подмосковье с сегодняшним инцидентом в Минеральных Водах.
Санкции уничтожают авиацию России?
Несомненно, санкции усложнили жизнь нашим авиакомпаниям. И это касается не только самолёта "Суперджет-100", но и Boeing, и Airbus, подтвердил Царьграду Роман Гусаров. По его словам, на "Суперджете" многие комплектующие практически такие же, как Airbus, и от тех же производителей. То есть, ровно те же проблемы, что существуют с эксплуатацией Boeing, и Airbus, есть и у "Суперджетов".
Но, как мы и видим, как говорится, в надежности западных самолётов мы не сомневаемся,
- отмечает Роман Гусаров.
Все западные комплектующие поступают в Россию по параллельному импорту. И ремонтируются самолеты в тех же самых технических центрах, что и раньше. Теми же самыми квалифицированными специалистами.
Так вот, с "Суперджетом" ситуация такая же. Все западные комплектующие точно так же поступают по параллельному импорту,
- заверил специалист.
Единственная проблема состоит в том, что есть группа компонентов, которые можно назвать "расходниками". Это вещи, которые часто надо менять на самолёте: тормоза, колёса, диски, шины, всякие жидкости, фильтры и так далее.
И понятное дело, что все эти компоненты по параллельному импорту. А поскольку их надо достаточно много и постоянно, ну, получается дорого,
- отмечает Роман Гусаров.
Поэтому сегодня в России производители пытаются заместить эту продукцию. А Ростех заявлял, что начинает производство и разработку соответствующих компонентов на территории России, чтобы помочь авиакомпаниям в эксплуатации самолетов "Суперджет-100", резюмировал эксперт.
Авиаэксперт Олег Пантелеев в интервью газете "Взгляд" отметил, что "расследование причин катастрофы может быть весьма длительным и непростым, если не удается вскрыть причины происшествия из-за недостатка информации":
Как показывает практика, в течение года при наличии рабочей и подтверждаемой гипотезы можно подготовить окончательный отчёт о расследовании.