"Бил меня так, чтобы не видел никто": Откровенный рассказ фигуристки, от которого кровь стынет в жилах. Чуть не погибла на катке из-за партнёра
Лена Бережная – подающая надежды фигуристка из Невинномысска. Но возможности в родном городе были невелики. В 1991 году она переехала в Москву. Девочке было только 14 лет.
В столице повезло – почти сразу ей предложили стать партнёршей Олега Шляхова. Это фигурист из Латвии, который приезжал в Россию работать с нашими тренерами. Ему было 19. Опыт международных выступлений уже был. И даже то, что для Олега она была уже восьмой партнёршей, Елену не смутило. Он объяснял, что каждая из предшественниц ему "чем-то не подходила".
"Сама виновата!"
Бережная переехала в Латвию и даже решила представлять эту страну на соревнованиях. Работа спорилась: пара скаталась очень и очень быстро. С каждым месяцем русская фигуристка узнавала Шляхова всё лучше и лучше: вспышки гнева сменялись извинениями, агрессию Олег пытался прятать от окружающих, но выходило не всегда.
Когда пошли первые серьёзные победы, всё стало ещё хуже. Малейшая оплошность – и на партнёршу обрушивался целый шквал раздражения. Шляхов мог кричать, размахивать руками, иногда пускал в ход кулаки.
Его уже не интересовало, видит ли кто-то это или нет. Елена терпела, считая, что всё это следствие напряжённой работы в большом спорте.
Однажды на тренировке не получился прыжок, я к Олегу спиной повернулась, еду, отдыхаю, и вдруг — бац! — получаю кулаком между лопаток: "Куда поехала? Делай давай!"
- рассказывала Бережная спустя много лет.
Она никому не рассказала о случившемся. Во-первых, не раз была свидетельницей конфликтов в других парах. Во-вторых, после тренировки Олег попросил прощения и признался, что сорвался.
С того дня так и повелось. Сначала он бил меня так, чтобы не видел никто, и прощения просил. Но когда мы начали выигрывать на крупных соревнованиях, Олег будто с ума сошёл. <…> Шляхова оттаскивали, пытались образумить, а он в ответ: "Сама виновата!"
- вспоминала фигуристка.
"Ты живая?" спрашивал он время от времени. В том числе и в тот день, когда швырнул девушку на лёд с вытянутых рук. А потом произошло то, что разделило жизнь Елены на "до" и "после".
Роковой день
6 января 1996 года. Неделя до Чемпионата Европы. К тому моменту в послужном списке Бережной и Шляхова было восьмое место на аналогичных соревнованиях в 1993-м. Но больших успехов по-прежнему не было.
Елена не раз замечала, что во время трудных элементов Шляхов совсем не бережёт партнёршу. Он не спешил убирать ногу с лезвием конька, часто ошибался, срывался на девушку. Вёл себя непредсказуемо.
Фигуристы тренировались в Риге до изнеможения. В очередной раз отрабатывали параллельное вращение – красивый элемент либела, когда каждый из пары в ласточке крутится на одном месте. Крайне важно находиться как можно ближе к партнёру (за это добавляют баллов), но сохранять идеальное расстояние и скорость.
В какой-то миг Елена увидела, как к её лицу приближается конёк Олега. Она собиралась крикнуть, предупредить, но не успела.
Удар в висок, я падаю. На льду расплывается алое пятно,
- рассказывала Елена журналистам. Тогда публикация вышла под заголовком "Мой лёд: история ненависти и любви".
Сознание она не потеряла, но происходящее понимать не могла. Видела всё будто со стороны. Шляхов побледнел, схватил партнёршу и понёс к машине скорой. В больнице голову Елены зашили, но этого было явно недостаточно.
Недели молчания
Оказалось, что лезвие конька не только рассекло кожу. Была повреждена область, отвечающая за речь. Сделали операцию с трепанацией черепа. Потом вторую. Врачи сделали всё, чтобы у пациентки был шанс восстановить жизненно важные функции.
Угрозы жизни больше не было. Медики бились за то, чтобы Бережная снова могла говорить, уверенно ходить, не испытывать боли. Близкие и тренеры хотели вернуть Елену в Россию. Шляхов, до этого с виноватым видом навещавший партнёршу, взорвался:
Вы вообще понимаете, сколько денег в неё вложено? Какое право вы имеете уезжать? Вам никогда не расплатиться!
Елена была не человеком, который пострадал по его вине. Она была проектом, способом взобраться на пьедестал.
Тренер Татьяна Тарасова: Русских вычеркнули из Олимпиады. Мы были убиты, но отошли
Спасение
Чемпионат Европы прошёл без Бережной. После завершения соревнований в её палате появился Антон Сихарулидзе. Он и стал тем спасательным кругом, в котором так сильно нуждалась 19-летняя девушка.
Стал он и сиделкой: делал с ней упражнения, не давал упасть духом, помогал восстановить речь и координацию, выводил на прогулки, читал книги. А потом увёз в Россию – сразу к себе домой.
Эта поддержка и абсолютно искренние чувства и помогли Елене вернуться к жизни. Он любил, и это было взаимно. Со временем Бережная стала задумываться о возвращении на лёд. Она отдавала себе отчёт, что без Антона сделать этого не смогла бы.
И всё получилось. Тренер Тамара Москвина понимала риск, но уступила напору Бережной. Составила максимально бережную программу тренировок. Осторожно, шаг за шагом она повела спортсменов к победам.
Что было дальше?
В 1998 году Антон Сихарулидзе и Елена Бережная стали вторыми на Олимпиаде в Нагано. Потом было золото на Чемпионате Европы в 2000 году, но результат аннулировали: Елену дисквалифицировали – якобы за нарушение антидопинговых правил.
В 2002 году русские фигуристы поднялись на высшую ступень пьедестала Олимпиады в Солт-Лейк-Сити.
После завершения спортивной карьеры Антон и Елена поняли, что относятся друг к другу скорее как родственники. Они сохранили тёплые отношения, уважение друг к другу и бесконечную благодарность за пройденный вместе путь.