Борьба с коррупцией это тупик: эксперт объяснил, почему воровать будут "вечно"
Борьба с коррупцией в России столь же бесконечна, сколь и безнадежна. Пока в стране не начнется "настоящая антикоррупционная СВО, ничего не изменится. Инсайдер из системы утверждает, что приговоры не спасут страну от главной угрозы: неэффективности, которая потребляет потенциал будущего развития. В проблеме разбирался журналист "Царьграда" Андрей Пинчук.
Проблема не в том, что ворует конкретный чиновник, а в системе, которая неизбежно плодит коррупционеров, считает эксперт. Пример: экс-глава Мордовии Николай Меркушкин. Активы стоимостью 117 млрд рублей записаны на его окружение, при этом бывший губернатор, чьё правление закончилось с рекордным госдолгом, не арестован.
Ответы на вопросы "Когда это закончится?" и "Зачем им столько?" выглядят примерно так:
"Никогда". Коррупция – это "велосипед": пока крутишь педали, не упадёшь. Без коррупции карьеру просто не сделаешь – отбракуют.
Жажда не насыщается. "Стоп-слово "хватит" – для лузеров", считают многие.
Борьба с отдельными коррупционерами – тупик. Виллы и яхты – лишь вершина айсберга. Намного опаснее дрянная киноиндустрия, человейники, неудачи в космосе, недостаточное обеспечение армии. За всем этим стоят бизнес-чиновничьи коалиции и правила, подогнанные под схемы распила.
Главный вред коррупции – в создании неэффективной системы, которая сжигает потенциал будущего. Проблемы в армии и промышленности – отложенный эффект коррупции прошлого.
Между чиновниками и крупным бизнесом существуют взаимозависимые связи. На этом уровне правила можно писать под себя. Государственные корпорации, формально принадлежащие федеральным структурам, способствуют катастрофическому росту расслоения. Деприватизация не выход, так как риски остаются на государстве, а прибыль – в кармане корпораций. Коррупция стала основной организующей средой системы.
Общественное недоверие к посадкам объяснимо. Народ уверен: арестованному чиновнику "просто не повезло". Попался один и случайно, а остальные ушли из дырявых сетей правосудия.
- Это внутривидовое противоборство, а не борьба, - считает эксперт.
Настоящая борьба с коррупцией – это не посадки, а перестройка системы. Классический пример - это создание МФЦ: появление принципа одного окна и быстрой автоматики мгновенно убрало низовую коррупцию. Для победы нужны изменения системы общественных отношений.