«Человейники» угрожают городам России: Урбанисты спорят о методах борьбы с гетто
Речь идет о появлении замкнутых неблагополучных районов. Этому способствует высокая концентрация мигрантов, снижение уровня доходов граждан, а также новации в сфере налогообложения. В результате обеспеченные граждане начинают покидать дома.
Масла в огонь подливают и определенные представители экспертного сообщества. Так, руководитель центра городской экономики КБ «Стрелка» Елена Короткова утверждает, что в центральных частях Москвы, Санкт-Петербурга и других крупных городов не должны жить пенсионеры и люди с доходами ниже среднего, так как жизнь становится слишком дорогой.
«В Москве жизнь без преувеличения слишком дорогая, и возможности самостоятельно содержать недвижимость у такой аудитории нет, но в центре эта аудитория сохраняется благодаря серьезным механизмам социальной защиты. Так, пенсионеры в России освобождены от уплаты налога на имущество, что позволяет условной пенсионерке без проблем жить в шестикомнатной квартире. Если бы налог на имущество существовал, то содержание такого жилья оказалось бы для нее слишком дорогим. И пенсионерка, скорее всего, приняла бы единственное верное в этой ситуации решение - переехать в более дешевую квартиру», - указала она.
С Коротковой не согласны другие урбанисты, уверенные в том, что города необходимы для дальнейшего развития общества. И перед чиновниками стоит задача по организации и регламентации жизни населенных пунктов, дабы те становились более открытыми.
Как пояснил вице-президент Союза московских архитекторов, основатель школы городского планирования «Яуза» Илья Заливухин, центры мегаполисов необходимо сделать более социальными и доступными для граждан. В качестве примера для подражания можно взять дореволюционные населенные пункты, которые развивались силами людей, владевших участками земли. Это контрастирует с современной обстановкой, когда крупные строительные компании возводят в чистом поле никому не нужные многоэтажки, на содержание которых приходится тратить бюджетные средства.
«Мы уже посадили гетто, они вырастут через пять лет. Мы сейчас ждем. Но не надо дальше сажать эти ростки гетто, не надо эти спальные районы увеличивать, не надо увеличивать границы города, не надо пытаться создать новые города в городах, новые микрорайоны, давайте разберемся с тем, что уже есть. А те районы, которые создали, надо понять, чего там не хватает, сколько денег будет стоить провести туда метро, сделать там социокультурный каркас, потому что город - это не только здания», - поведал он.
Непосредственно гендиректор Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК) Николай Алексеенко добавил, что современные мегаполисы притягивают людей со всех уголков страны, и с ними нужно работать, интегрируя в соцсреду. Ни в коем случае нельзя говорить о разделении граждан по районам на основании материального положения.
«Знаете, как они будут селиться? Они будут селиться общинами», - предупредил Заливахин.
Такие районы Москвы, как Текстильщики и Бирюлево, уже можно считать потенциальными гетто. И начало им дала рыночная экономика.
В разных странах мира условия для формирования гетто могут отличаться. Например, пригородные районы Парижа, в которых живут арабские и африканские мигранты, стали неблагополучными из-за высокой безработицы. А Гарлем в Нью-Йорке превратился гетто из-за деления жителей по нацпризнакам.
Что касается Российской Федерации, то условием для ее геттоизации являются неблагоприятные условия с точки зрения качества жизни. Это связано с плохой инфраструктурой, качеством жилья, месторасположением работы, школ, детских садов, больниц и так далее.
Процесс имеет богатую столетнюю историю, а часть вещей сформировались еще в 60-70-х годах прошлого века. Так, Москва по-прежнему развивается на базе Генплана от 1971 года. А за последние пять лет было построено 62 миллиона квадратных метров в столице и Подмосковье. В ближайшее время могут появиться еще дополнительные 20 миллионов «квадратов», не считая 16 миллионов по программе реновации.
Так как пространство в городах ограничено, дома начинают расти ввысь, а площадь квартир уменьшается. И строения превращаются в «человейники». Дабы избежать трудностей, нужно осознать, что дешевого жилья не бывает. Ради снижения затрат застройщики пытаются возвести объекты в отдаленных районах, где нет подходящей инфраструктуры.
«Когда вы принимаете решение о строительстве доступного жилья в поле, что там будет недорого, на самом деле через 10 лет там будут расти налоги, будет расти стоимость отопления этих объектов, инфраструктуры и так далее. Вы окажетесь в своей квартире не в городе, а непонятно где. И не сможете ее даже продать», - добавил Заливухин.
Стоит учитывать и опыт Запада, где есть качественное социальное арендное жилье, которое расположено в хороших районах и со всей необходимой инфраструктурой. Такие дома принадлежат не частникам, заинтересованным в извлечении максимальной прибыли, а муниципалитетам.
Этот вариант подходит Российской Федерации. В СССР почти 100% жилья было арендным, но после развала страны 99% жилых домов стали частными. И перед властями стоит задача изменить тенденцию, так как около 50% жилых объектов должны быть социальными. Постепенно такие дома появляются, но в недостаточном количестве.
«Раз уж мы вступили на путь классического капитализма, то мы неких болячек все равно не избежим. Все равно будут богатые, бедные, будет расслоение. Обсуждаемые проблемы гораздо сложнее, они на уровне экономики, демографии, социума», - считает Николай Алексеенко.
Еще одним вариантом может стать перепрофилирование пустующих офисных зданий в центре Москвы под социальное арендное жилье. Однако в ближайшие пять-шесть лет этого не произойдет.
Ясно одно: необходимо прекратить выдавать разрешения на строительство многоэтажных домов в полях. Подобные объекты создают только проблемы для местных жителей. Например, в Королеве и Мытищах не развита инфраструктура, а транспорт не справляется с нагрузкой. Вложившиеся в дома люди через несколько лет начинают бежать, теряя деньги.
Как считает Алексеенко, процесс геттоизации обратим. Именно это произошло с социально напряженным районом, где раньше стоял Черкизовский рынок.
«Один из моих рецептов заключается в том, чтобы сделать центр города в пределах Третьего транспортного кольца как раз более насыщенным людьми, более социальным. Чтобы здесь люди жили, которые приезжают. Очень важно понять, что мигранты - это не какие-то там непонятные люди, которые пытаются захватить наши города, мигранты - это мы», - заявил Заливухин.
Глава РАСК разделяет данную точку зрения, хотя воплотить идею в жизнь довольно трудно. Власти встанут на защиту исторического облика мегаполиса, посоветовав уйти за МКАД.
Города всегда притягивают людей, это нормально. Задача властей - интегрировать этих людей в социальную среду. В противном случае они будут селиться общинами. А это уже прямой путь в геттоизацию, искоренить которую будет практически невозможно.