Чёрная оспа: Как русский художник чуть не погубил половину Москвы

Скриншот: YouTube/@centralnoetelevidenie
Русский художник Алексей Кокорекин получил особый бонус от государства – право выехать за границу. А когда он вернулся, чуть не погубил половину Москвы. Кто знает, насколько масштабной была бы эпидемия, если бы пожилые врачи не догадались, что имеют дело с чёрной оспой.

В "Основах медицинского права Российской Федерации" под редакцией Мохова утверждается, что к 1936 году в СССР оспа была полностью ликвидирована. Отдельные вспышки ещё регистрировались, но в основном в малонаселённых землях близ восточной границы. Именно поэтому случившееся в 1959 году вызвало такой резонанс и время от времени вспоминается до сих пор.

Поездка в Индию

Алексей Кокорекин из родного Сарыкамыша в 1929 году перебрался в Москву. Перед этим он успел окончить Кубанский художественно-педагогический техникум.

В книге "История советского искусства: живопись, скульптура, графика" под редакцией Веймарна сказано, что художник стал специализироваться на плакатах и быстро получил признание в профессиональной среде. Особенно пригодились его мастерство во время Великой Отечественной войны.

С 1941 года Кокорекин работал в военном издательстве при Главном политическом управлении Советской армии и Военно-морского флота. Он немало сделал для выхода знаменитых в военное время "Окон ТАСС" – серии агитационных плакатов.

Скриншот: YouTube/@timeInterestUSSR

Разумеется, заслуги художника были оценены властями. Поощряли плакатиста и после Победы. Так, в 1946 и 1949 годах Кокорекин был удостоен Сталинской премии. Он был одним из немногих в СССР, кто побывал за границей в послевоенный период.

Когда обычный цитрамон смертельно опасен? Непоправимые последствия своими руками: Знайте, чтобы не повторить чужую ошибку

В 1959 году состоялась очередная заграничная поездка. Путь лежал в Индию. Там советский художник посетил похороны брамина. Как говорится в книге "Многоликий вирус. Тайны скрытых инфекций", тот брамин умер от оспы. Кокорекин был до глубины души поражён тем ритуалом, свидетелем которого ему удалось стать. Он делал много набросков и прикасался к вещам покойного.

Возвращение в Москву

Поездка завершилась. Алексей Кокорекин вернулся в Москву.

Фото: Nikolay Gyngazov/Globallookpress

Вручил подарки из Индии молодой жене и нескольким близким друзьям, сувениры – знакомым. Однако вскоре мужчина почувствовал себя нехорошо.

Состояние продолжало ухудшаться. Художника положили в Боткинскую больницу. Вроде как с гриппом. Утром следующего дня его не стало.

Правильный диагноз

Врачи не могли понять, чем болен знаменитый плакатист. Правильный диагноз ему так и не смогли поставить. Во всяком случае пока он был жив. В официальных документах указано, что пациент умер от токсической формы чумы. Вскрытием руководил академик Николай Краевский. Он позволил присутствовать при этом своему приятелю из Ленинграда, 75-летнему патологоанатому.

Да это, батенька, variola vera – черная оспа,

- сказал гость столицы, лишь мельком взглянув на распластанное на столе тело.

Скриншот: YouTube/@centralnoetelevidenie

Почему так? Причин немало. В книге "Путь хирурга. Полвека в СССР. Воспоминания" врач Владимир Голяховский объясняет, что большинство инфекционных диагнозов медперсоналом Боткинской были сразу отброшены. Перед поездкой за границу Кокорекин, как и любой другой человек, должен был сделать все необходимые прививки. И справка о полном курсе вакцинации у плакатиста действительно была. Однако позже выяснилось, что документ является подделкой. Художник опасался, что вакцины негативно скажутся на его интимной жизни, ведь жена молода и красива, а ему уже за 50.

Второй причиной стала убеждённость советских медиков о полной победе над оспой. Регулярная вакцинация детей и взрослых позволяла им оставаться здоровыми, несмотря на единичные случаи заражения на окраинах страны. Тему оспы проходили в медвузах, но врачей, которые в своей практике видели бы больных с этим диагнозом, было не так уж много. Пожилой патологоанатом потому и смог быстро и точно установить причину смерти, потому что не раз сталкивался с пациентами, заразившимися оспой.

Вспышка в Москве

После того, как диагноз был установлен, в полную силу начала работать государственная машина. Инфекционное отделение в больнице Боткина – в карантин. КГБ начало устанавливать контакты Кокорекина.

Выяснилось, что жена и некоторые знакомые индийские сувениры уже успели сдать в комиссионки. Сколько человек касались предметов, возможно, несущих смерть, неизвестно.

Вся страна встречала Новый 1960-й год, но московским медикам было не до праздника. Заболел врач приёмного покоя, который принимал Кокорекина в больницу, заболел его лечащий врач. А потом неожиданно те же симптомы появились у подростка, который лежал в палате на этаж ниже художника. Заразился даже больничный истопник, который просто прошёл по коридору мимо палаты мальчика.

Скриншот: YouTube/@timeInterestUSSR

О ЧП доложили руководству СССР. Локализация вспышки стала главной задачей Минздрава, КГБ, МВД и прочих ведомств, включая армию. Удалось составить список всех, с кем контактировал Кокорекин: от пассажиров его рейса до таксистов. Одна из знакомых принимала экзамен в институте – на карантин сразу же отправили сотни преподавателей и студентов. Всего за сутки удалось установить всех, кто приобрёл индийские сувениры в комиссионках на Шаболовке и Ленинском проспекте.

Москва была закрыта на карантин. Железнодорожное и авиационное сообщение со столицей СССР остановлено, дороги перекрыты. Несколько дней в круглосуточном режиме скорые приезжали домой и на работу к возможным носителям чёрной оспы. В больницу забирали всех, у кого были хоть незначительные симптомы.

Скриншот: YouTube/@centralnoetelevidenie

Легкомысленность одного впечатлительного художника подвергла угрозе огромный город. Первичных контактов Кокорекина чуть более чем за сутки набралось примерно 1500. Всего медики обследовали 9342 человека, которые общались или с самим художником или с его окружением.

К 15 января диагноз "Натуральная (чёрная) оспа" был поставлен 19 людям. Последнего выявленного больного зарегистрировали 3 февраля 1960 года. Всего заболело 46 человек. Трое, включая плакатиста, умерли.

Как предотвратили эпидемию?

Распространение заболевания удалось предотвратить. Дело не только в изоляции вероятных носителей болезни. Было решено экстренно вакцинировать поголовно всех жителей Москвы и Подмосковья.

Скриншот: YouTube/@centralnoetelevidenie

За неделю медики поставили свыше 9,5 миллиона прививок. Трудились врачи, фельдшеры, медсёстры, студенты медвузов – всего 26 963 специалиста. В столице развернули более 3,3 тысячи стационарных прививочных пунктов. В организациях и ЖЭКах вакцинацией занимались 8522 мобильные бригады. Препараты свозили из многих регионов и республик.

Победа?

Да, начало 1960 года стало настоящим испытанием для нашей страны – и она его с честью выдержала. Опыт русских врачей стали использовать в других странах, их приглашали в разные уголки планеты на борьбу с оспой.

Самые страшные эпидемии в истории СССР: Умерли миллионы. Говорить правду запрещали и врачам, и выжившим

Всего через 17 лет после случившегося в Москве была объявлена окончательная победа над чёрной оспой. Последний случай заболевания был зафиксирован в 1977 году в Сомали. Летом 1978 года от оспы умерла медицинский фотограф Дженет Паркер, но это был факт внутрилабораторного заражения.

Сейчас образцы вируса есть только в двух городах: Новосибирске и Атланте. Натуральная (чёрная) оспа считается единственной из вирусных болезней, с которой уже точно смогло справиться человечество.

Новости партнеров



Читайте также