"Чтоб не оказаться на свалке истории": Журналист просчитал шансы России побороть бедность
Колумнист "Комсомольской правды" Сергей Мардан высказался о том, почему уровень бедности в России растёт, а государство никак не хочет "дать людям денег". И есть ли у нашей страны шанс выйти из нищеты.
Учитывая, что средняя зарплата даже в "зажиточных" городах-миллионниках порой не превышает 25 тысяч рублей, рассуждает Сергей Мардан, очевидно, что Россия остаётся бедной страной. Эту мысль подтверждают цифры: число бедных в стране, которое удалось сократить в два раза к концу нулевых годов по сравнению с 1991-м, снова растёт и уже достигло 18,6 млн человек, пишет автор.
Бедность сегодня - самая большая угроза национальной экономике. Низкий уровень доходов населения, пишет Сергей Мардан, "убивает" даже те ничтожные 1–1,5% экономического роста, что показывает нам правительственная статистика. И это на фоне того, что даже экономика развитых европейских стран растёт сегодня на 2–3% в год. Не говоря о Китае, у которого этот рост составляет 6–8% вот уже в течение 30 лет.
Страна с бедным населением не имеет шансов победить в глобальной конкуренции, считает колумнист. Это, возможно, было бы не так страшно, отмечает он, "если бы проигравшие просто не отправлялись на свалку истории, как какой-нибудь Судан или Сомали".
Там, где бедность, туда не вкладывают деньги даже местные финансисты и бизнесмены, пишет Мардан. И всё потому, что им не на чем зарабатывать. "Попробуйте открыть продуктовый магазин в депрессивной деревне или обувной бутик в бедном райцентре - и поймёте, о чём речь", - предлагает журналист.
"Почему же после 20 лет, минувших после "лихих девяностых", мы остаёмся одной из самых бедных стран Европы?" - задаётся вопросом автор.
"Россия остаётся сырьевой экономикой, - рассуждает он. - Все громкие проекты, о которых трещит пропаганда, по-прежнему сырьевые". А большие зарплаты возникают лишь там, уверен он, где создаются сложные продукты с высокой долей вложений в технологии и маркетинг. "Для того чтобы добыть нефть или даже произвести из неё дизельное топливо, никаких тысяч высококлассных инженеров и специалистов не нужно, - пишет колумнист. - Большинство работников этих всех предприятий зарабатывают очень немного".
Даже новые рынки, которые росли последние 10–15 лет опережающими темпами, - розничная торговля, сельское хозяйство, строительство жилья, перевозки - это отрасли, где 95% персонала относятся к "низкоквалифицированной рабочей силе".
Про остальных же, напоминает автор колонки, метко высказался основатель сети "Магнит" Сергей Галицкий. "В одном из интервью его спросили, что он думает про мотивацию 100 тысяч сотрудников, - пишет Мардан. - На что он ответил: "Какая ещё мотивация? Наши зарплаты позволяют людям только выживать".
Окончательно добивает социальную структуру страны трудовая миграция, считает колумнист. "Гастарбайтеры работают за меньшие деньги, чем местное население. И этим вгоняют рынок труда "в пол". А потом эти деньги они ещё и вывозят из России, нанося отечественной экономике дополнительный удар", - пишет он.
Если ничего не менять, ситуация будет лишь ухудшаться, считает Сергей Мардан. Автоматизация вымывает с рынка неквалифицированные рабочие места. "Если в ближайшие 5–10 лет машины массово начнут переходить на автопилот, куда денутся 6 миллионов водителей? Банки увольняют десятки тысяч сотрудников, которые стали не нужны буквально за последние 2–3 года", - напоминает он.
Чтобы начать менять ситуацию уже сейчас, даже изобретать ничего не нужно. Кроме мер, которые лежат на поверхности и давно проверены нашими соседями. "Возьмем, например, Польшу, - пишет Мардан. - Там система социальной поддержки включает три главные составляющие. Это программа "500+", по которой на каждого ребёнка в семье до 18 лет выплачивается 500 злотых в месяц (примерно 8 тысяч рублей)". России ничего не мешает платить такое пособие, считает автор. Не самое высокое, но наиболее бедные семьи это поддержало бы. Ведь основная бедность в России сосредоточена сегодня именно в семьях с детьми, подчёркивает колумнист. "И конечно, стипендию студентам-бюджетникам государственных вузов надо сделать те же 8 тысяч рублей", - добавляет он.
Далее он рассказывает: пособие по безработице в Польше платится в первые три месяца в сумме примерно коло 15 тысяч рублей, потом - 10 тысяч. "Мы можем сделать то же самое", - предлагает Мардан. "И главное, - пишет он. - Минимальная зарплата в Польше с 2020 года - 40 тысяч рублей (2600 злотых). Для России это пока неподъёмно". Но хотя бы 20–25 тысяч рублей МРОТ в нашей стране должен быть, считает эксперт, и такой же величины минимальная пенсия - 20–25 тысяч.
"Такое вливание денег запускает потребительскую экономику, - рассуждает автор колонки. - Простые русские люди не побегут менять эти копейки на валюту, чтобы отправить её в Киргизию или Армению. Не станут выводить их в офшоры или покупать яхты. Эти триллионы рублей, отданные в миллионы рук (а не в карманы десятков олигархов, топ-менеджеров и чиновников), пошли бы в пищевую и лёгкую промышленность, в сельское хозяйство и рынок стройматериалов".
А в конечном счёте эти деньги, добавляет журналист, и создавали бы новые рабочие места и новые налоги. А те компенсировали бы расходы на "социалку".
"Надежды на это, впрочем, немного, - сожалеет автор. - Главной национальной идеей наших финансово-экономических властей сегодня остаётся накопление резервов. Один только Центральный банк накопил уже более полутриллиона долларов, которые лежат мёртвым грузом, вместо того чтобы работать на экономику".
И самое очевидное, "о чём уже давно стыдно говорить", отмечает Мардан, 11-я экономика мира, которой является Россия, не может себе позволить занимать 3–4-е место по числу долларовых миллиардеров. "Так вроде бы не бывает, - иронизирует журналист. - Но в России - бывает".