"Их невозможно применять, устанавливались от руки": Собиравший самолёты SSJ-100 вскрыл неисправность датчиков в кабине пилотов
Юрий Антипов признаётся, что уже не надеется на конструктивный ответ от ГСС по поводу смертельного ЧП с их продукцией в Шереметьево.
"Потому что это как выявлять огрехи после работы у того же механика в СТО после ремонта машины - никогда не признается, хотя факты - это упрямая вещь. Нечто подобное уже наблюдал весь мир, когда "Боинг" до самого последнего момента скрывал и не признавал свою вину при проектировании Б737МАХ", - напоминает Антипов.
По его словам, в этом контексте ГСС даже хуже. Уже то, что проводилась стапельная сборка, иными словами, ручная, говорит о том, что самолёт собирается фактически "на коленке".
"Что выросло, то выросло. К сожалению, выросло на вновь созданном предприятии, когда другие специализированные авиапредприятия, ранее собиравшие пассажирские самолёты и хорошо себя зарекомендовавшие, остались без финансирования. И на выходе новая для Сухого продукция получилась со всеми признаками военного самолёта", - пишет Антипов.
Далее он называет эти признаки: изготовление дорогое, дорогие и запчасти, и обслуживание. Кроме того, по его словам, военное изделие всегда имеет малый налёт в часах и больше стоит на земле. То же самое можно применить к SSJ-100.
Что касается сообщения от человека, имеющего отношение к сборке этой модели самолёта, то он работал на ГСС в ЦОС - центре основной сборки самолётов. Антипов приводит его сообщение, не называя фамилии и имени "по понятным причинам".
"На кабине пилотов устанавливаются два датчика положения воздушного судна (ВС) напротив друг друга по левому и правому бортам. Они работают по принципу гирокомпаса. Но прежде чем они устанавливаются, воздушное судно (ВС) должно быть приподнято специальным винтовым домкратом (есть точка опоры под кабиной) на определенную высоту, указанную в технологическом процессе, так что визуально стойка шасси поднимается над полом. Это делать необходимо, так как линия полёта лайнера не совпадает со стоящим на земле ВС", - пишет аноним.
Он утверждает, что все расчёты и показания датчиков настраиваются от линии полётной, от этого положения рассчитываются глиссады, крены и углы подъёма и падения.
"Далее должно применяться специальное техническое оснащение (СТО) - это приспособление размером примерно 200 х 300. При его помощи устанавливают сначала один датчик и выравнивают его нивелиром в горизонтальной плоскости, закрепляют на фюзеляже", - продолжает аноним.
По его словам, применяя это приспособление, возможно регулировать положение датчика при нивелировке, которая имеет установленную погрешность в диапазоне от 1,5 до 5%.
"Если при установке будет больше, то враньё будет в показаниях по глиссаде, если ВС не было правильно выставлено при установке датчиков. Затем этим же приспособлением выставляется аналогично второй датчик. Это должно делаться в присутствии инженера, работающего с авионикой. Так вот, где-то на 17-й машине я установил, что находящиеся в инструменталке три ревизии приспособления спроектированы и изготовлены неверно - их невозможно применять. Выяснил, что до этого датчики устанавливались от руки. Возможно, сдавались без должной проверки", - признается специалист.
По его предположениям, если ошибку и исправили, то не ранее 40-го самолета. Антипов комментирует, что такая ошибка создаёт проблемы при настройке системы управления самолётом.
"Возможно, недочёты технологии сборки, указанные в сообщении этого человека, на Сухом сейчас уже устранены. Но сгоревший SSJ-100 был 2018 года выпуска..." - напоминает Антипов.
Ранее стало известно, что большинство пассажиров самолёта SSJ-100, загоревшегося при жёсткой посадке в Шереметьево, погибли не от удара, а от дыма и огня. Опасные вещества выделялись при горении не только топлива, но и пластиковой обшивки салона.
Катастрофа с Superjet 100 "Аэрофлота" произошла 5 мая. Пилоты самолёта, вылетевшего из Москвы в Мурманск, из-за технических неполадок решили вернуться, однако сесть удалось только со второй попытки. При этом у машины подломились стойки шасси и загорелись двигатели. Огонь быстро распространился по хвостовой части, погиб 41 человек.