Имеет ли закон обратную силу, или почему над генпрокурором Молдовы сгустились тучи
Решение Конституционного суда Молдовы отклонить запрос Александра Стояногло, который просил разъяснить правомерность рассмотрения целого ряда инициатив правящей партии относительно собственной отставки, вызвало неоднозначную реакцию в молдавском обществе. Стоит понимать контекст, в котором все это происходит. Стояногло хотят уволить всеми правдами и неправдами.
- Если есть законно выигранный конкурс и полученный мандат, не должно быть никаких вопросов. Человек подал заявку, его кандидатура соответствовала требованиям, закон обратной силы не имеет. Правительство хочет сменить прокурора, но еще большая коррупция находится в правительстве, - пояснил депутат Корнел Фуркулицэ.После реакции Конституционного суда, правящая партия PAS может начать процедуру освобождения генпрокурора от занимаемой должности до истечения срока полномочий. Как раз для этого и были внесены в августе поправки в Закон о прокуратуре.
После принятых парламентом поправок генпрокурор перестает был независимым и может быть уволен президентом Молдовы, которому в официальном порядке это предложит Высший совет прокуроров. При этом внешняя комиссия может оценить работу чиновника и признать ее неудовлетворительной.
- Если бы мы считали, что деятельность Стояногло не нужно оценивать, мы бы его не трогали и не одобрили этот законопроект. Работа генпрокурора и многих других руководителей должна быть оценена, так как оставляет желать лучшего, - озвучила свою позицию Олеся Стамате.Также генпрокурора может уволить Высший совет прокуроров, если применит дисциплинарное наказание.
- Это подчинение со стороны нынешней власти - грубое вмешательство в деятельность ВСП, органа самоуправления, который следит за тем, что происходит в органах прокуратуры. Сегодняшняя власть хочет поставить своего прокурора, завтрашняя власть – поставит своего, такими темпами прокуратура никогда не будет независимой, - пояснил депутат от ПСРМ Григорий Новак.Пост генпрокурора остался единственным в Молдове, который не подчинен правящей партии. Естественно, PAS хочет иметь под своим контролем и эту должность.