Инопланетяне, Гагарин и советские "кинопираты". Странная судьба первого фильма Данелии и Леонова

ФОТО: Russian Look/Globallookpress
Инопланетяне, Гагарин, "репрессии" и советские "кинопираты". Странная судьба картины "Тридцать три" - первого совместного фильма Георгия Данелии и Евгения Леонова.

"Улыбка в 32 зуба" - это устойчивое выражение напоминает нам один из знакомых со школьных лет факт. У человека должно быть 32 зуба, меньше - возможно, больше - никак.

Поэтому простая и остроумная идея, какая судьба могла бы ждать человека с "дополнительным" зубом, легла в основу замечательного комедийного фильма Георгия Данелии "Тридцать три" (1965).

Вот только фильм, с которого началось великое сотворчество двух гениев, режиссёра Данелии и актёра Евгения Леонова, всего лишь две недели поколесил по кинотеатрам СССР - и сразу попал в категорию "запрещённых". Да и случилось это по инициативе советских космонавтов…

Истории создания и значение самых разных отечественных фильмов, от трагической "Судьбы человека" до уморительных "Три плюс два", читайте в рубрике Царьграда "Киномарафон".

Уникум из провинции

В маленьком русском городке у совершенно обычного Ивана Сергеевича Травкина стоматолог обнаруживает 33 зуба. Начинается полная приключений история, которая транзитом через сумасшедший дом делает тихого старшего технолога сначала героем международной научной конференции, а затем и кандидатом на первый космический полёт к предполагаемым внеземным цивилизациям. В самом деле - кому как не уникальному человеку с 33 зубами первым вступать в контакт с инопланетянами?..

В финале картины обнаруживается, что зубов у Ивана Сергеевича 32 и ни к каким инопланетянам ему лететь не надо - но именно "космическая" тема и стала причиной настоящих гонений на фильм Георгия Данелии.

Чем комедия Данелии оскорбила Гагарина и Леонова?

Комедийное освещение чрезвычайно популярной в те годы космонавтики дважды дорого обошлось картине "Тридцать три".

Во-первых, против неё выступили настоящие космонавты. Если верить записям в дневнике Николая Каманина, руководителя программы подготовки пилотов, в числе требовавших запрещения картины были и первый космонавт Гагарин, и первый человек в открытом космосе Алексей Леонов. Участникам полётов не понравилось, что история Травкина якобы изображает их работу как нечто легкомысленное, нечто, с чем может справиться любой прохожий.

Однако эту проблему быстро решили - руководители космической программы лично посмотрели фильм, который им очень понравился, и никакой дискредитации своих подопечных они не увидели.

Идеологически вредный фильм

А вот второй случай оказался более серьёзным. Секретарю ЦК КПСС Михаилу Суслову не понравилась сцена, в которой Травкина торжественно отвозят к ракете перед стартом. Воссозданная церемония проезда кортежа с космонавтом настолько воссоздавала реальность, что главный идеолог СССР увидел здесь попытку представить достижения компартии в комедийном ключе.

С тех  пор и до начала "перестройки" фильм "Тридцать три" официально находился "на полке". Однако, как выясняется, даже в Союзе были "кинопираты" - несколько копий картины втихомолку показывали по провинциальным кинотеатрам, клубам и ДК в течение 20 лет. Так что, когда ленту "официально" разрешили, оказалось, что приключения несостоявшегося космонавта Травкина видели уже почти все.

Новости партнеров



Читайте также