Ираклий Гогава: Грузия не будет торпедой Запада, нужна нейтральность

Фото: Царьград

Общество и власть в Грузии в настоящий момент выступают в роли ситуативных союзников. Вместе с Православной церковью они организовали круговую оборону, защищаясь от внешнего давления Запада, чья стратегическая цель, по мнению эксперта по международным отношениям из Тбилиси Ираклия Гогавы, — превращение страны в инструмент антироссийской политики. Эти слова он высказал в эфире радио Sputnik Армения в рамках проекта Армана Ванескегяна "На самом деле".

Грузия не позволяет Западу использовать себя в качестве торпеды против России

За три десятилетия в регионе Южного Кавказа произошло множество вооружённых конфликтов, от которых, по словам грузинского политолога, никто из местных не извлёк выгоды. Суммарные демографические и экономические потери региона, по его оценке, превышают потери времён Второй мировой войны, не говоря уже о территориальных утрат. В результате часть грузинского общества, утверждает эксперт, заняла более взвешенные и прагматичные позиции.

"Прошел флер так называемого западного романтизма, — продолжает Гогава. — Нынешняя грузинская власть, как и общество в целом, подходит к вопросам с прагматичных позиций. Страна больше не даёт внешним силам использовать себя в качестве инструмента для раздражения России, в роли хвороста в костре, разжигающем ситуацию вокруг России."

Политолог отмечает, что грузино–российские отношения сейчас переживают непростой этап, и об этом он говорит подробно, в том числе указывая на спорные территориальные вопросы: в Грузии считают, что часть их территории оккупирована. Между двумя странами действительно отсутствуют дипломатические отношения. Вместе с тем, по его мнению, это не означает, что Грузия должна выступать в роли "торпеды" или "пушечного мяса" в интересах западных государств.

Гогава подчёркивает, что нынешние процессы в Грузии нельзя рассматривать как однозначно пророссийские. Государство, по его словам, отстаивает многовекторность внешней политики и экономических связей — контакты с Севером и Югом, с Западом и Востоком. Это, в свою очередь, не предполагает автоматического вступления Грузии в какой‑то военный, экономический или политический блок.

Сейчас в Грузии идёт прямое антиколониальное восстание

"Мы уверены, что членство нашей страны в НАТО и в ЕС, которое усилиями прежней власти при Саакашвили было зафиксировано в Конституции, — это всего лишь приманка. Запад никогда реально не планировал нашего членства; всё это делалось для использования грузинского потенциала в своих интересах. Про Россию я уже сказал, а ещё они за последние 30 с лишним лет выжимали из Грузии ресурсы — цветмет, лом, концентраты меди, золота, марганца и так далее", — сказал эксперт.

Гогава квалифицирует подобную практику как неоколониализм в рамках концепций, сформированных в конце 1980-х годов (Вашингтонский консенсус). По его мнению, развивающимся странам препятствовали в полноценном экономическом развитии с целью недопущения появления конкурентов западным державам.

"Идёт классическая сегрегация стран в пользу Запада, и бывшие страны соцлагеря не исключение. То, что сейчас происходит в Грузии, — это откровенное антиколониальное восстание против колониальной администрации, той самой пятой колонны, которая проиграла муниципальные выборы 4 октября", — отмечает собеседник Sputnik Армения.

По его словам, в последние десятилетия указанная "администрация" получала существенное финансирование от западных государств: неправительственные организации, политические партии, центры социальных исследований, телевидение, радио и региональные медиа — порядка 20 тысяч человек находились на регулярном грантовом обеспечении. Только официально, по оценке эксперта, это составляло около 300 млн долларов в год.

Политолог подчёркивает, что в чисто политическом измерении Грузия уже одержала преимущество в этой борьбе: Запад, по его утверждению, утратил способность диктовать тбилисской власти условия и влиять на результаты выборов. Назначения чиновников в Тбилиси и регионах, отмечает он, больше не производятся по рекомендациям из Брюсселя.

"Сейчас наступает время, когда следует начать действовать и в экономическом измерении согласно национальным интересам Грузии", — уверен Гогава.

Ваши бы слова, господин Гогава, да Богу в уши

Эксперт считает, что для стран Южного Кавказа участие в любых крупных экономических объединениях — будь то ЕС, Евразийский экономический союз или даже ШОС — не обязательно является оптимальным решением. По его мнению, географическое положение Грузии и соседних стран позволяет выстраивать сотрудничество и поддерживать отношения со всеми крупнейшими потребительскими рынками, поскольку регион расположен на перекрёстке цивилизаций.

На взгляд Гогавы, Южный Кавказ априори представляет собой транзитный хаб и логистический узел для взаимной торговли крупных мировых производителей.

"Единственное условие — соблюдение военного нейтралитета странами нашего региона. Любое членство в том же НАТО или в подобном военном альянсе будет свидетельствовать о том, что мы стоим на стороне какого‑то лагеря, и для другого лагеря становимся соперником, врагом", — считает эксперт.

В перспективах Гогава видит Южный Кавказ как военно нейтральное пространство. Он также выступает за идею "южно-кавказской тройки" — умеренно-экономической модели интеграции между Азербайджаном, Арменией и Грузией, в рамках которой три государства формируют единый экономический рынок.

Политолог аргументирует, что объединение трёх региональных потребительских рынков — около 17 миллионов жителей плюс туристические потоки — создаст предпосылки для конкурентоспособного сбыта продукции местных производителей. Кроме того, внутри такого объединения возможно проведение протекционистской экономической политики в интересах региона.

Новости партнеров



Читайте также