Израиль совершил главную ошибку: "Большая игра" началась - ХАМАС вели к победе
В Израиле ознакомились с планом нападения ХАМАС более чем за год до атаки, однако такой план не сочли реалистичным, пишет The New York Times со ссылкой на документы и переписку. Эту информацию для Царьграда прокомментировал секретарь Союза журналистов России, политолог-международник Тимур Шафир.
Прежде всего он обращает внимание на то, кто является автором громкого материала. И это Ронен Бергман - достаточно известный журналист, который базируется в Израиле.
Он много лет работал на Ближнем Востоке и является автором книги "Восстань и убей первым", которая не так давно вышла в переводе на русский язык. Эта книга - о работе израильских спецслужб.
То есть это журналист, который при всём возможном и понятном стремлении к приукрашиваниям, к драматизму, тем не менее, безусловно, обладает определёнными источниками, определёнными возможностями получать информацию от непосредственных своих контактов в израильских и других ближневосточных спецслужбах,
- указал Тимур Шафир в беседе с Царьградом.
Другими словами, написанному в статье NYT можно более-менее доверять. Разобравшись с этим, можно переходить непосредственно к анализу текста, с которым всё тоже не так просто.
По мнению Тимура Шафира, израильская разведка, израильские спецслужбы, и не только израильские, скорее всего, получали определённую информацию о том, что силами ХАМАС готовится какая-то акция, какая-то операция. Об этом можно говорить с определённой долей уверенности. Это не вызывает какого-то отторжения и сомнений. Вопрос в том, насколько детальной была эта информация.
Лично я не склонен считать, как и в случае с 9/11, как и в случае с целым рядом других подобных ситуаций, что спецслужбы получили стопроцентную информацию и по какой-то причине ею не воспользовались. Такого не бывает. Ни одна спецслужба в мире на это не пойдёт,
- объяснил политолог.
В связи с этим можно сделать следующие выводы - какая-то информация была, но по каким-то причинам, возможно, эта информация не была воспринята всерьёз. Также не исключён вариант, что кто-то попытался внутри тех же израильских спецслужб воспользоваться этой информацией в определённых политических интересах.
Вспомним, что предшествовало атаке на Израиль 7 октября. Бесконечные митинги, попытки убрать Биньямина Нетаньяху с поста премьер-министра, бесконечные и достаточно глубокие склоки с силовиками премьер-министра Израиля в том числе,
- напомнил Тимур Шафир.
А можно копнуть ещё глубже и задаться вопросом, почему спецслужбы Израиля не поверили в то, что ХАМАС в состоянии и в силах организовать такого рода спецоперацию? Из материала NYT следует, что спецслужбы не поверили, что ХАМАС может в одиночку провернуть такую сложную операцию.
И, возможно, здесь тоже содержится какое-то большое зерно, которое, естественно, выводит нас на такой термин, как "большая игра". Нам как русским, как гражданам России понятие "большая игра" известно не один год и не один век,
- объяснил Тимур Шафир.
Есть много разных версий, кто мог помочь ХАМАС осуществить атаку на Израиль. Но если взглянуть на факты и проанализировать их, то большинство из этих версий отсеиваются сами собой.
Это не мог быть Катар, так как на климатическом саммите ООН в Дубае представитель Израиля спокойно жал руку членам делегации Катара. И это не мог быть Иран, так как ни сама страна, ни Израиль, ни даже его западные союзники не предприняли действий к эскалации конфликта.
И, таким образом, мы начинаем приходить к мысли, кому действительно могла быть важна, интересна и оперативно необходима эта ситуация, этот пожар, который разгорелся на Ближнем Востоке,
- указал эксперт.
В какой стране через некоторое время после произошедшего на Ближнем Востоке сменился министр иностранных дел совершенно неожиданно? В этой стране были вынуждены выдернуть бывшего премьер-министра, чтобы назначить его на пост министра иностранных дел. И это страна является автором термина "большая игра".
Вот всё, что мы сейчас наблюдаем, в том числе часть этой большой игры, это информация, которую действительно откуда-то вытащил Ронен Бергман,
- резюмировал Тимур Шафир.