Эксперт Притчин предупредил о рисках Дороги Трампа для Армении

Фото: Царьград

Заведующий Сектором Центральной Азии Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), эксперт Клуба "Валдай" Станислав Притчин в эфире проекта Армана Ванескегяна "На самом деле" на радио Sputnik Армения оценил состояние процессов на Южном Кавказе в контексте глобальных тенденций.

"В региональных процессах Россия видит позитивные тенденции"

"С Грузией, например, сейчас отношения у России, наверное, самые прагматичные и предсказуемые за многие годы, несмотря на то что абхазский и южноосетинский кейсы пока не имеют перспектив для урегулирования. Основная событийность сейчас происходит в треугольнике Россия—Армения—Азербайджан. Там мы видим синхронное снижение стратегического взаимодействия Еревана и Баку с Москвой", — комментирует эксперт.

Притчин обращает внимание, что даже при существующей динамике стабилизация отношений между Арменией и Азербайджаном опирается на рамочные документы, принятые по итогам второй Карабахской войны при модераторстве России. По его словам, на текущем этапе для Еревана и Баку оказалось экономически и политически выгоднее, чтобы модератором выступал президент США Дональд Трамп.

"Я достаточно пессимистически отношусь к этим решениям, поскольку никаких обязующих документов нет — одни лишь декларации, без каких-либо деталей и конкретики", — продолжает политолог. "Другое дело, что можно надеяться, что с точки зрения политической воли процесс все-таки с места сдвинется. В этом плане определенные подвижки есть: американская сторона говорит о финансировании 'Пути мира Трампа', в регион приезжают дипломаты и так далее".

По мнению эксперта, в риторике и действиях российской дипломатии ощущается некоторая ревность по отношению к произошедшим переменам. Притчин связывает это с тем, что идея о модерации региональных соглашений была инициирована ещё в ноябре 2020 года, после чего роль России оказалась оттеснённой. Вместе с тем он отмечает, что общий вектор снижения региональной конфронтации остаётся заметным и положительным, в том числе намерение открыть региональные коридоры.

"По поводу 'Дороги Трампа' у экспертов сложился ситуативный люфт"

Что касается дискуссий о транспортном коридоре, получившем неофициальное название "Дорога Трампа", Притчин указывает на наличие ряда существенных вопросов. В публичных формулировках пока не просматривается чёткая картина того, кто будет осуществлять строительство, кто станет оператором управления коридором и какие правовые и организационные механизмы будут применяться. Интерпретацию, предложенную президентом США, эксперт называет по меньшей мере странной.

"Формулировка о передаче в аренду армянской территории на 99 лет для выстраивания транспортного коридора — это некий аналог таких понятий, как Суэцкий канал или Панамский канал. А ведь это означает потерю суверенного контроля над этой территорией. На таком ответственном участке, как Сюникская область, граница с Ираном, подобная формулировка вызывает определённые опасения", — утверждает Притчин.

Эксперт отмечает риск того, что при назначении операторами и контролёрами коридора представителей американской стороны маршрут может оказаться закрытым для товаров российских, китайских и иранских производителей. По его словам, это связано с текущим уровнем двусторонних отношений этих стран с США. Притчин ставит под вопрос, отвечало ли такое решение интересам руководств Армении и Азербайджана.

Взаимодействие ереванского руководства и азербайджанской стороны по вопросам контроля над дорогой остаётся предметом дискуссий. Баку стремится к беспрепятственному сообщению с Нахичеванской автономной республикой без пограничных процедур, тогда как Армения подчёркивает необходимость сохранения контроля над своей территорией. По оценке специалиста, это создаёт определённый ситуативный люфт в переговорном процессе.

"Фактор экономики порой даже важнее, нежели политика в целом"

В контексте позиции России по развитию событий Притчин обращает внимание на экономические связи как ключевой компонент двусторонних отношений. Он подчёркивает, что снижение роли России в урегулировании конкретного армяно-азербайджанского конфликта не эквивалентно уходу страны из южнокавказского региона в целом.

"Если рассматривать всю совокупность региональных отношений, и в первую очередь взаимоотношения с Россией, то тут следует серьёзно задуматься. Товарооборот с Арменией за последний год начал снижаться, но мы же знаем, что в прошлом он был несколько спекулятивным", — говорит эксперт. "Понятно, что там был параллельный импорт, связанный с антироссийскими санкциями".

Притчин подчёркивает, что Россия остаётся ключевым инвестором в стратегические отрасли Армении и будет оставаться важнейшим партнёром армянского потребительского рынка в долгосрочной перспективе. Он отмечает ограниченность альтернативных экспортных маршрутов и отсутствие транспортных коридоров, которые позволили бы вывести армянские товары на европейский потребительский рынок в больших объёмах.

В отношении Азербайджана специалист указывает, что экономическая составляющая продолжает играть значительную роль в отношениях с Россией. Несмотря на периодическую дипломатическую паузу, сохраняются рабочие форматы: проходят встречи совместных комиссий, растёт товарооборот между Москвой и Баку, и стороны не отказываются от реализации крупных проектов. Притчин характеризует текущее состояние как "гибридную заморозку отношений", в которой смешиваются элементы дипломатического охлаждения и прагматичного экономического сотрудничества.

Новости партнеров



Читайте также